А. Е. Архипов (1862—1930)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Маленькая крутая улочка, расположенная в одном из самых старинных районов Москвы, носит ныне название — улица Архипова. Здесь стоит дом, в котором много лет прожил известнейший русский художник, в честь которого переименована улица. Абрам Ефимович Архипов родился в деревне Егорово на Рязанщине, в крестьянской бедной семье. Четырнадцати лет мальчик, чьи художественные способности были случайно замечены попавшим в деревню профессиональным художником, приехал в Москву, где ему помогли подготовиться для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Зачислен он был, ввиду явной одаренности, прямо во второй — головной класс. В. Перов, И. Прянишников, А. Саврасов, В. Поленов, В. Маковский были в ту пору в числе преподавателей Училища.
В произведениях Архипова сразу определился интерес как к бытовому жанру на темы крестьянской жизни («Посещение больной», 1880-е гг.; «Пьяница», 1883), так и к портретной живописи («Слепой старик» и «Пьяница» — первые произведения Архипова, попавшие в картинную галерею П. М. Третьякова, который приобрел их с ученической выставки).
Дебют художника на XVII передвижной выставке и в том же 1889 году на двух других прошел с большим успехом. Он показал на Передвижной выставке картины «Пересуды» и «На Волге», в которых обычные будничные сюжеты, взятые из деревенской жизни, были трактованы не бытописательски, а поэтично, с лирическим настроением, в создании которого немаловажную роль играло изображение природы. В 1890 году появилось полотно Архипова «По реке Оке», подкупавшее выразительностью характеристик, разнообразием живо наблюденных поз, жестов персонажей. Выдающийся критик того времени В. Стасов высоко оценил достоинства этой картины. Она в какой-то степени предопределила направление дальнейших поисков Архипова, который поставил себе здесь сложную живописную задачу — запечатлеть жизненную сценку на открытом воздухе при ярком солнечном свете. Картина обладала свежестью, непосредственностью передачи наблюденного в натуре. Светлая колористическая гамма как нельзя лучше способствовала выражению особенностей атмосферы, освещения, состояния людей и природы.
Лирическим настроением пронизана и картина «Обратный». «Деревенская поэзия» стала на многие годы главной темой творчества молодого живописца. В русском искусстве конца прошлого века редкий художник проходил мимо крестьянской темы. Жизнь обездоленного народа одних вдохновляла на гневное обличение социальной несправедливости, других — по крайней мере, на выражение сочувствия его тяготам, страданиям. Архипов же свои произведения посвятил прославлению оптимизма и жизнерадостности, духовной стойкости, внутренней силы, которые помогали крестьянину выдюжить. Настроение это поддержано в картинах Архипова колористической гаммой («Поденщицы», «По этапам»).
Одним из центральных произведений в творчестве Архипова 1890-х годов является картина «Прачки» (конец 1890-х гг.), в которой художник обратился к жизни городской бедноты. Картина, несмотря на долю созерцательности в трактовке сюжета, глубоко драматична, характеристики ее персонажей остро психологичны.
В начале века творчество Архипова как бы переходит на новый этап, связанный с его увлечением природой русского севера. Крестьянская тема звучит и в этих пейзажах, но претворенная по-новому. В подходе художника к природе, в той трактовке, которую получают в его произведениях впечатления от поездок в Архангельскую губернию, к берегам Белого моря, чувствуется взгляд человека, по-крестьянски связанного с жизнью природы, с круговоротом времен года.
Это ощущение связи жизни и труда человека с окружающей природой пронизывает цикл изображений северной деревни с ее своеобразными строениями, теснящимися вдоль берега. В многочисленных картинах и этюдах на протяжении десятилетия варьируются лишь несколько натурных мотивов, которые художник запечатлевает при разном освещении, в разное время дня. Под кистью Архипова углубляется и развивается одна тема, в которой талантливый художник открывает огромные живописные богатства («Северная деревня» 1903; «На севере», «Рыбаки», «Мостки»— все 1900-х гг.; «Архангельский этюд», 1902). В полотнах Архипова запечатлены также памятники древнерусской архитектуры, угрюмая дикость берегов Белого моря, рыбачьи хижины, баркасы.
В предреволюционные годы возобновилась работа Архипова над жанровыми темами («Темное утро», 1912; «Гости», 1914; «В весенний праздник», 1913), в решении которых огромное значение художник придает передаче освещения, которое является здесь главным средством эмоциональной выразительности. Картины Архипова этих лет буквально залиты потоками солнечного света, в котором как бы плавятся, лишаются четкости контуры фигур, лица людей. В звучной красочности картин Архипова нашла выражение пылкая любовь к жизни, упоение ее цветовым богатством, бурление живописного темперамента. Это полностью отразилось в многочисленных портретах крестьянок («Крестьянка Рязанской губернии», «Крестьянка в розовом», «Молодая крестьянка в красном»).
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции Архипов много времени отдает преподавательской деятельности, но не оставляет и творческой работы. Он пишет много портретов, которые слагаются в галерею народных крестьянских образов, обладающих типическими чертами. «Девушка с кувшином» (1927), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927), «Старик» (1924), «Крестьянин Рязанской губернии» (1925)—эти жизнерадостные портреты, запечатлевшие с огромной живописной силой существенные черты народного характера, вошли в число классических произведений советской живописи.
В 1924 году Архипов стал членом Ассоциации художников революционной России. А. В. Луначарский в 1925 году, рецензируя выставку Ассоциации, писал: «Архипов не дал на одного чисто революционного сюжета, но... он показывает, куда надо идти. Так сделанных картин не могут не любить крепкие, полные уверенности и надежды люди».
В 1927 году Абраму Ефимовичу Архипову было присвоено звание народного художника республики.


При цитировании гиперссылка обязательна.