П. Н. Крылов (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий Порфирий Никитич Крылов является членом творческого содружества Кукрыниксы (вместе с Михаилом Васильевичем Куприяновым и Николаем Александровичем Соколовым). Совместные работы этих художников — политическая графика, историческая живопись, многочисленные иллюстрации к литературным произведениям — чрезвычайно широко известны у нас в стране. Но каждый из членов творческого коллектива выступает еще и как самостоятельный художник.
Крылов с будущими своими сотоварищами встретился в стенах Вхутемаса. Он учился на живописном факультете, они — на графическом. Близость позиций обнаружилась, когда вместе рисовали веселые и злые вхутемасовские стенные газеты. Уже в 1924 году Крылов вместе с Куприяновым начал публиковать карикатуры, подписанные — Крыкуп. В 1926 году в журнале «Комсомолия» впервые появились рисунки, подписанные — Кукрынйксы.
Институт Крылов окончил в 1928 году, его товарищи — годом позже. Началась нелегкая работа художников-сатириков. Но Крылов не оставлял и серьезных занятий живописью. Более того, по его примеру большое внимание живописи стали уделять и его коллеги.
Поскольку Крылов много ездил по стране, он часто писал пейзажные этюды, жанровые сценки. Так, в 1933 году молодые художники поехали в командировку по железнодорожным магистралям нашей страны от газеты «Правда». Они привезли множество сатирических рисунков, объединенных в альбом «Горячая промывка» (1934). Одновременно каждый из них сделал немало острых натурных зарисовок и пейзажей.
Необходимо особо отметить завоевания Крылова-портретиста. В работах этого жанра он показал себя тонким проникновенным мастером. Портретные произведения Крылова построены на сложных переходах цвета, и цвет играет в них роль нравственной оценки. Таков один из лучших среди работ художника портрет Наташи Куприяновой (1934, ГТГ), в котором Крылову удалось убедительно передать поэзию юности.
Художник великолепно знает русское и мировое искусство, и эти знания помогают ему в собственной работе. Он не стремится к внешним живописным эффектам, предпочитая сосредоточенное, вдумчивое отношение к натуре. Художник пишет скромные по мотивам натюрморты («Букет полевых цветов») и пейзажи Подмосковья, Волгу, окские дали. Рассматривая его пейзажи, запечатлевшие неброскую красоту среднерусской природы, мы как бы ведем беседу с умным, неназойливым и наблюдательным собеседником.


При цитировании гиперссылка обязательна.