А. П. Кибальников (Род. 1912 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Лучшие работы народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Ленинской премии Александра Павловича Кибальникова широко известны у нас в стране. Как скульптор он завоевал признание в послевоенные годы и продолжает оставаться верен творческим принципам, сформировавшимся именно в этот период.
Родом Кибальников из деревни Орехово Даниловского района Волгоградской области. С детства проявлял интерес к рисованию и лепке, первые навыки в которой воспринял он от своего дяди, делавшего из глины занятные свистульки. В 15 лет Кибальников отправился в Саратов, мечтая поступить в художественное училище. Но удалось ему это сделать только в 1929 году. Здесь он успешно учился у художников К. Полякова, Е. Егорова и одаренного скульптора Л. Ивановского. Отличной школой для художника стало изучение великолепного собрания местного музея. Еще, будучи студентом, Кибальников, начинает широко выставляться на местных выставках. На одной из выставок 1931 года был показан исполненный им портрет Ленина. Он был еще несовершенен, но с него началась многолетняя работа скульптора над образом великого вождя.
С 1935 по 1937 год художник проходил службу в рядах Красной Армии. Здесь он по-настоящему увлекся портретом. После демобилизации из Красной' Армии Кибальников жил некоторое время в Курске. Он работал художником-декоратором в областном драматическом театре, но еще больше времени уделял скульптуре. Многих из актеров театра запечатлел Кибальников в своих портретах, стремясь верно передать характер каждого из них.
В конце 1939 года Кибальников возвратился в город своей юности — Саратов. Он решает участвовать во Всесоюзном конкурсе на памятник Н. Г. Чернышевскому. Его проект получил вторую премию. Но война прервала работу художника над дальнейшим совершенствованием проекта. В эти годы карикатуры и плакаты Кибальникова регулярно появляются в «Саратовских окнах ТАСС». И в скульптуре он обращается к теме народа на войне. Скульптор создает композиции «Рабочий с автоматом» и «Народный мститель». Позже «Народный мститель» был установлен на одной из площадей Саратова. И первое время после войны он много работает над аллегорическими по своему характеру композициями, такими, как «Мир и труд — всему миру», «Непокоренный», которые могли бы, по замыслу автора, стать частью памятника подвигу советского, народа. Заметно окрепло и мастерство Кибальникова как портретиста. Портреты артистов И. Слонова и С. Муратова (1946 и 1948 годов) говорили о глубоком внимании к психологии своих героев. Завершенный в эти же годы памятник Н. Г. Чернышевскому по праву считают одним из лучших скульптурных монументов тех лет.
В 1950-е годы, работая над декоративной скульптурой для здания Московского университета на Ленинских горах, гостиницы «Украина»; Кибальников главное внимание сосредоточивает на создании памятника Маяковскому для Москвы. Работа скульптора имела широкий отклик и была удостоена Ленинской премии. На выставках 1960-х годов Кибальников все чаще выступает как портретист. Решающее значение придает он своей работе над образом Ленина.
Вместе с известным белорусским скульптором А. Бембелем Кибальников проектирует скульптуру для мемориального ансамбля, посвященного героям Брестской крепости. Недавняя работа скульптора — проект памятника поэту С. Есенину.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Как работать с декоративными штукатурками.