Э. Я. Адамсон-Эрик (1902—1968)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Эрик Адамсон-Эрик является одним из самых значительных представителей изобразительного искусства Эстонии. Он — крупный и своеобразный живописец, но еще более весом его вклад в развитие различных областей прикладного искусства. Адамсон-Эрик оказал сильное влияние на многих известных сегодня мастеров. Его творческая деятельность способствовала широкому признанию достижений эстонского прикладного искусства.
Адамсон-Эрик родился в Тарту. Он получил разностороннее образование: сначала учился в художественной школе «Паллас» в Тарту (1921—1923), потом в Берлине в Шарлоттенбургском художественно-промышленном училище у Гарольда Бенгена (1923—1924). Затем три года он занимался в парижских частных академиях у таких популярных тогда художников, как Шарль Герэн, Роже Биссьер, Моисей Кислинг, Андре Лот и Василий Шухаев (1924—1927). В 1928 году Адамсон-Эрик вместе со своими соотечественниками Кристианом Тедером и Эдуардом Вийраль-том устраивает выставку в Осло. С тех пор он участвовал во множестве экспозиций и имел несколько персональных выставок не только в Таллине, но и в Москве, Швеции и Финляндии. Авторитет Адамсона-Эрика в среде коллег был чрезвычайно велик. В 1940 году он становится оргсекретарем Оргкомитета Союза советских художников Эстонской ССР, а в 1943—1944 годах, в эвакуации, Адамсона-Эрика избирают председателем правления. Союза эстонских советских художников. После окончания Великой Отечественной войны он занялся педагогической деятельностью.
В живописи Адамсона-Эрика можно увидеть несколько этапов развития. В ранние годы он прибегает к приемам контрастного построения живописной формы, подчеркивая объемность и пластическую мощь предметов. В 1930-е годы манера его заметно меняется. Картины становятся симфонически сложными по цвету.
Особенного мастерства достиг Адамсон-Эрик в натюрмортах ("Каллы») и пейзажах. Он много путешествовал, и всегда его увлекала красота жизни природы. Он писал свои пейзажи в Париже и в Москве, в Греции и в Испании, в Италии и в скандинавских странах, и год за годом пишет пейзажи северной Эстонии. Регулярно работал Адамсон-Эрик и как портретист. Показательно, что нередко это портреты в пейзаже. Писал он и большие композиционные полотна, особенно в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы («Эстонские женщины в восстании Юрьевой ночи», 1943} («Строительные и восстановительные работы в Кивиыли», 1945; «Певческий праздник», 1947). В области монументальной живописи выступления его были достаточно случайны, так же как и в качестве театрального декоратора.
В прикладном искусстве Адамсон-Эрик внес свой вклад в различные разделы. В 1930-е годы его очень интересовала работа по росписи фарфора и изготовление керамических ваз. Особенно эффектны его настенные тарелки. Одновременно он обратился к оформлению всякого рода изделий из текстиля, начиная от декоративной ткани и кончая монументальными, рассчитанными на большой общественный интерьер стенными коврами («Певческий праздник», 1947). Интересовала его и литография на тканях. Адамсон-Эрик — талантливый ювелир и автор декоративной металлической посуды. Он проектировал мебель и осветительную арматуру.
Великолепный художник, он всегда точно выявлял эстетические возможности каждого материала, чувствовал его специфику. Адамсон-Эрик в своих декоративных произведениях широко, разнообразно и творчески использовал богатое наследие народного орнамента. Его творчество удивляет неистощимым разнообразием композиционных приемов. Адамсон-Эрик утвердил в эстонском прикладном искусстве новые композиционные принципы, которые получают дальнейшее развитие сегодня: асимметрию, подвижное равновесие различных компонентов, свободную ритмическую структуру.


При цитировании гиперссылка обязательна.