К. Крог (1852—1925)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Во второй половине прошлого века в жизни Норвегии намечаются резкие перемены. Из почти идиллической, патриархальной страны она начинает превращаться в капиталистическую. С этим связаны были и острые социальные конфликты. Норвежская литература и искусство бурно реагировали на новую действительность. В утверждении принципов критического реализма в европейской культуре этой поры значение Норвегии чрезвычайно велико. Норвежское искусство остро почувствовало антигуманность капиталистической действительности и осудило ее. Среди крупнейших норвежских мастеров этого периода, несомненно, надо назвать Кристиана Крога. Своеобразие его вклада в культуру своего народа объясняется и тем, что он одновременно был и замечательным художником, и высокоталантливым писателем. И эти две стороны дарования Крога чрезвычайно тесно были связаны между собой.
Как писатель Крог был сторонником аналитического социального романа. Примером для него служила литературная деятельность Эмиля Золя. Критика так иногда и называла Крога норвежским Золя. Он — автор нескольких популярных романов, сборников, новелл и очерков. Писательская манера Крога отличается последовательным документализмом. Характерно, что когда он, уже, будучи очень известным и уважаемым писателем, выпускал свое 4-томное собрание сочинений, то дал ему общий подзаголовок, использовав название одного из своих очерков, — «Борьба за существование», как бы еще раз подчеркивая социальную направленность своего творчества.
И в сфере изобразительного искусства Кристиан Крог выступал как художник, остро критически относящийся ко многим явлениям жизни. Он показывал трудность жизни простых людей. Прежде всего, эта характеристика должна быть отнесена к его произведениям 1880-х и начала 1890-х годов. В своем полотне «Спящая мать» он изобразил измученную непосильной работой женщину из народа, уснувшую у колыбели ребенка. Изобразил сурово и просто, избежав столь популярной тогда в подобных сюжетах слезливости и сентиментальной жалости.
Большой скандал разразился вокруг другой, очень важной для Крога картины «Альбертине в полицейском участке» (1886—1887). В качестве сюжета Крог взял сцену из своего романа «Альбертине», который был запрещен властями.
Бескомпромиссно и другое программное произведение мастера — «Борьба за существование» (1889), показывающее раздачу хлеба голодным безработным под наблюдением полиции. «Социалистическая демонстрация» (1891) — по существу последняя работа Крога такого плана. В этих картинах художник показал свою гражданскую зрелость, непримиримость к социальной несправедливости, мастерство психологического анализа, умение строить композицию картины в соответствии с идеей произведения, хотя порой цвет его несколько суховат и однообразен.
Другая очень значительная линия в творчестве Кристиана Крога связана с бытом и жизнью скагенских рыбаков и моряков. Здесь его главная тема — борьба человека с разбушевавшейся стихией природы. Рыбаки Крога всегда сильны и мужественны. Мотивов страха и бессилия, которые уже начинали распространяться в скандинавской литературе, в картинах Крога мы не встретим. Жизнь своих героев он внимательно изучал вместе с датским художником М. Анкером. Но при всем интересе, какой вызывает серия картин о рыбаках, интересе к необычной жизни, главное в ней — романтическое начало.
В 1880-е годы вокруг Крога дружно группируются почти все художники, приверженцы реализма. Даже официальная критика не в силах отрицать их несомненной талантливости Но в 1890-е годы обстановка меняется. Интерес к изобразительному искусству падает. Художники-реалисты теряют свою аудиторию. В этой ситуации в творчестве Крога мы встречаемся уже с иными тенденциями. Он выступает как пропагандист принципов импрессионизма. Все большее место в его творчестве занимает пейзаж. Свои новые позиции он обосновывает и в ряде теоретических статей, которые имели широкий отклик в среде художников, стремившихся к решительному обновлению своего искусства. Но на этом направлении поисков Крог уже не мог оставаться лидером художественного движения, хотя уровень его мастерства вне сомнений.


При цитировании гиперссылка обязательна.