М. Либерман (1847—1935)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Сегодняшние исследователи истории немецкой художественной культуры более сдержанно отзываются о художнике Максе Либермане, нежели его современники. И все же он остается в числе крупнейших живописцев своего времени, с его именем связаны многие страницы истории социальной темы в немецком искусстве.
Макс Либерман был пропагандистом и пионером импрессионизма в 1890-е годы, боролся за обновление немецкой живописи, активно выступал как критик искусства и организатор художественной жизни. В 1899 году Либерман основал сыгравшее большую роль выставочное объединение «Берлинский Сецессион». С 1897 года он был профессором Берлинской Академии художеств. С 1920 по 1932 год — ее президентом. Фашисты отстранили Либермана от преподавания, запретили ему выставлять свои полотна, изъяли его произведения из экспозиции государственных музеев. Таким образом, в творчестве Либермана отразилась драматическая история немецкого искусства на протяжении нескольких десятилетий.
Либерман вырос в семье весьма состоятельных бюргеров. Родственники не были в восторге от его намерения стать художником, хотя и поддерживали его экономически. В 19 лет он начал брать уроки рисунка у К. Штеффека в Берлине, через два года перебрался в Веймар и там задержался на целых 4 года у Ф. Паувельса. Но гораздо больше, чем пребывание во всякого рода мастерских, дало ему изучение творчества старых и современных мастеров. В молодые годы это были голландцы XVII века, особенно Рембрандт, которого Либерман всегда считал непревзойденным мастером во всей истории искусства, полотна Ф. Милле и Г. Курбе, картины замечательного венгерского живописца М. Мункачи. Из современных немецких художников более других привлекал его В. Лейбль. Эти увлечения в той или иной степени чувствуются и в его ранних произведениях. Однако постепенно формируется и его самостоятельное творческое лицо. Либерман — это современный жанрист, в искусстве которого порой очень сильна социальная нота.
Среди его работ 1870-х—1880-х годов выделяются такие большие сложные по композиции и построению сюжета полотна, как «Урок шитья в приюте для сирот» (1876), «Консервщицы» (1879), «Сапожная мастерская» (1881) и особенно «Льнопрядильня» (1887), хранящаяся ныне в Национальной галерее в Берлине, а также картина «Женщина с козами» (1890). В них он выступает как мастер, продолжающий дело А. Менцеля и В. Лейбля, решительно утверждавших критический реализм в немецком искусстве второй половины прошлого века.
Либерман постоянно и настойчиво совершенствовал свое 184 мастерство, много ездил и многое видел. Он жил в Париже в годы, когда добивались признания импрессионисты, ездил в Барбизон, бывал в Тироле и Венеции, неоднократно посещал Голландию. В 1884 году Либерман возвращается в Берлин.- Там он довольно быстро завоевывает известность как добротный, во многих отношениях традиционный мастер, хотя многие и не одобряют острой социальной направленности отдельных его работ.
Но в 1890-е годы происходит неожиданное. Сложившийся, зрелый мастер, благосклонно принятый критикой и публикой, начинает работать совершенно по-другому. Он не отвергает решительно своих прежних кумиров, но в центре внимания его в этот период становятся искания французских импрессионистов. Он стремится создать своеобразный вариант этого течения, увлечь непосредственностью, искренностью, эмоциональностью цвета своих берлинских коллег. Вокруг него образуется все расширяющийся круг сторонников новой концепции. Человек достаточно состоятельный, Либерман и сам покупает картины французских художников. Триумф французских импрессионистов на Всемирной выставке в Париже в 1900 году помог и признанию «нового» Либермана: Однако ошибочно было бы видеть в немецком живописце только эпигона знаменитых парижан. Для него остается важен и сюжет в живописи, и техника написания. К тому же и настроение его работ несколько иное. Он более энергичен, темпераментен, хотя и менее артистичен. Художник хотел, по его словам, выразить «живую силу восприятия, передать подлинную суть живого мира». Правда, не всегда ему это удавалось в полной мере. Он был хорошим, но несколько монотонным портретистом. Постепенно мельчают и сюжеты художника — все чаще это вариации светской жизни: игра в лаун-теннис, верховая езда, бега. Мастер начинает заметно повторяться.
Из его работ последних десятилетий нельзя забыть своеобразные иллюстрации к стихотворениям Гете (1924).


При цитировании гиперссылка обязательна.