Л. Мендес (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


О мексиканской художественной культуре нашего столетия принято говорить как о мексиканском Ренессансе. Замечательный расцвет мексиканского искусства обусловлен мощным движением за демократию и свободу страны. Именно с этим движением связана деятельность прогрессивных мастеров монументального искусства и рождение Мастерской народной графики в 1937 году, многолетним руководителем которой был Леопольдо Мендес. Биография и творческий путь Мендеса во многих отношениях типичны для современного мексиканского искусства, где преобладают демократическая традиция и дух коллективизма. В 18 лет он окончил художественную академию Сан Карлос в Мехико, потом два года занимался в школе в Чималистаке.
С 21 года работал в качестве иллюстратора и карикатуриста в различных газетах и журналах. Это была хорошая жизненная школа. Мендес в скором времени зарекомендовал себя и как отличный организатор. Его приглашают руководить секцией пластических искусств Министерства просвещения, он — в числе членов-учредителей Лиги революционных писателей и художников, сыгравшей немаловажную роль в демократическом движении 1930-х годов. Но только работа в Мастерской народной графики позволила оценить его как своеобразного и большого художника.
Несомненно, Мендеса вдохновлял пример художников-монументалистов, с которыми он находился в постоянном контакте. Сам он пробовал также свои силы в настенной живописи. С О'Хиггинсом, А. Сальсе и Ф. Гамбоа он исполнил росписи в национальных графических мастерских, и с О'Хиггинсом — росписи в госпитале. Но подлинным его призванием оказалась графика.
Мендес участвовал практически во всех коллективных работах Мастерской. В 1938 году он принимает участие в создании антифашистских плакатов. В следующем году делает 7 литографий из серии «Во имя Христа» — драматические листы об убийстве сельских учителей наемными бандитами. Пока что это более обличительные документы, чем оригинальные графические произведения. В них еще скорее чувствуется газетный художник-иллюстратор, чем будущий замечательный политический график. В годы войны Мендес продолжает работу над гравюрами и плакатами. Уровень мастерства его быстро растет. За цикл иллюстраций к книге X. де ла Кабады «Случайные мелодии» он получает национальную премию по графике. В этой своей работе он широко обращается к фольклорным мотивам. По существу это целая графическая сюита.
7 гравюр в альбоме Мастерской «Мексиканская революция», выпущенном в 1947 году, упрочили его авторитет в художественной среде и принесли широкую известность. Начинается самая плодотворная пора в творчестве Мендеса, формируется его своеобразный стиль. Художник работает обычно сериями. Это позволяет ему проследить развитие темы в разных аспектах. Он любит пластические и смысловые контрасты. Часто его листы по-настоящему публицистичны, и это достигается не введением плакатных приемов, а за счет графической выразительности («Жажда»).
Творчество Мендеса известно миллионам людей в разных странах и по фильмам, поставленным режиссером Фернандесом и снятым знаменитым оператором Фигероа. В них широко используется графика Мендеса. Это фильмы «Рио Эскондидо» (1948), «Крестьянская девушка» (1948), «День жизни» (1949), «Шаль Соледад» (1950). В них художник проявил себя как мастер драматического склада, склонный к сложным символам и в то же время ясный по своему языку.
Одной из самых важных черт графики Мендеса можно считать ее монументальность. Его листы не теряют своей выразительности при увеличении. Это поистине монументальная графика. Однажды зал, где проходила сессия Юнеско, был украшен огромными копиями с гравюр Мендеса и они воспринимались, как черно-белые фрески.
Не удивительно, что художник-демократ Мендес является и одним из самых активных участников движения за мир. Он бывал на Всемирных конгрессах мира, удостоен Международной премии мира. Для него его общественная и художественная деятельность всегда остается нерасторжимым единством.


При цитировании гиперссылка обязательна.