H. А. Шифрин (1892—1961)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Еще студентом экономического отделения Киевского коммерческого института Ниссон Абрамович Шифрин, следуя своим художественным склонностям, стал посещать студию А. А. Мурашко, а затем студию А. А. Экстер. В 1919 году он начал работать художником-постановщиком.
В начале 20-х годов Шифрин переехал в Москву. В ту пору он еще не чувствовал себя до конца художником театра. Он оформлял книги, писал панно и станковые картины, экспонировал их на выставках ОСТа, занимался преподавательской работой. Но все это время Шифрин не терял связи с театром. Большое значение для Шифрина имела его творческая встреча с режиссурой МХАТ (оформление спектаклей: «Хлеб» Киршона, 1931, «Страх» Афиногенова, 1931,— в МХАТе, «Соро-чинской ярмарки» Мусоргского в Музыкальном театре им Немировича-Данченко, 1932).
Значительным этапом в работе Шифрина как художника-постановщика было оформление спектакля «Гибель эскадры» А. Корнейчука в Центральном театре Красной Армии (1934). С 1935 года Шифрин становится главным художником этого театра. Здесь в оформлении к спектаклям, поставленным режиссером Поповым, раскрываются качества дарования Шифрина: умение остро и глубоко раскрыть в декорациях идею произведения, замысел режиссера, подчиняя этим задачам композицию сценического пространства, колористическую гамму, свет.
В числе лучших работ Шифрина в ЦТСА были «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Полководец» Тренева (1945), «Сказка о правде» Алигер (1946), «Флаг адмирала» Штейна (1950), «Москва, Кремль» Афиногенова (1956).
Значительный вклад внес Шифрин в интерпретацию классики в советском театрально-декорационном искусстве. Им было создано оригинальное оформление спектаклей шекспировского репертуара («Укрощение строптивой» 1937, «Сон в летнюю ночь», 1941).
Работая в ЦТСА, Шифрин оформлял спектакли и в других театрах («Дни и ночи» Симонова в МХАТе, 1947; балет «Мирандолина» Василенко в Большом театре, 1949; «Чайка» в МХАТе, 1960; «Золотой теленок» по Ильфу и Петрову в Московском театре сатиры, 1958, и др.).
Новаторским этапом в истории советского театра явилось оформление Шифриным спектакля «Поднятая целина» по Шолохову (1957, ЦТСА). В этой работе по-новому, глубоко и сильно, раскрылись характерные черты таланта художника, особенности его композиционного мышления, его образной системы. События истории, жившие еще в памяти старших современников как частица их собственной биографии, были претворены Шифриным со всей страстностью очевидца. Поэтическое иносказание, заложенное в заглавии романа «Поднятая целина», конкретизировалось в пейзажных декорациях донского хутора, полных эпической величавости. Оно проходило лейтмотивом и в тех сценах, где раскрывается переплетение человеческих судеб, связанное с борьбой народа за коренное изменение уклада его жизни.
Шифрин многие годы вел преподавательскую работу. Он был лауреатом Государственных премий СССР. В 1946 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1958 звание народного художника РСФСР.


При цитировании гиперссылка обязательна.