А. Марке (1875—1947)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Альбер Марке был одним из прекраснейших французских живописцев первой половины нашего века.
Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего. Профессиональное образование получил в Париже, занимаясь в Школе изящных искусств, где его наставником был Г. Моро, символист, мастер утонченный и нервный. Однако влияние Моро на Марке не было серьезным. Юношеские работы Марке далеки от наделенных сложной и болезненной фантазией работ его учителя. Бывая в Лувре, Марке копировал Шардена, Пуссена, Клода Лоррена. Уже в своих ранних произведениях он высказывал черты зрелости, желание выразить свое личное восприятие действительности, свой индивидуальный стиль.
Еще в ученическую пору Марке познакомился с А. Матиссом а вместе с ним в начале 1900-х годов вошел в группу так называемых «диких» (фовистов). Марке был близок их дерзкий протест против мещанских вкусов буржуазии, против натурализма салонного искусства. Жизнерадостность и стремление к декоративной красочности, проявлявшиеся в творчестве Матисса, свободное и точное выражение индивидуального ощущения, свойственное многим фовистам, были для Марке отличной школой.
В окружающем его мире Марке искал простоту, неувядаемую ценность бытия. Ясность духа и гуманистическое восприятие человека и природы составляли основу образного мира его произведений.
Марке в историю искусства вошел своими пейзажами, в которых природа предстает преображенной руками человека, наполненной плодами его трудовой деятельности. Он был прежде всего мастером городского пейзажа. Его городские пейзажи имели совсем иной, новый характер по сравнению с пейзажами К. Моне и К. Писсарро. Художник не перегружал их подробностями. Он умел с одного взгляда увидеть характерное в очертаниях, в силуэте предметов. В пейзажах Марке много света и цвета, множество полутонов, передающих разнообразные состояния природы.
В Париже прошли многие годы жизни художника. Марке писал Париж в разное время года, писал в солнечные дни, в туман, в дождь («Дождливый день в Париже», 1910; «Вокзал Монпарнас под снегом», 1913; «Вид Парижа зимой», 1900-е гг.; «Новый мост под дождем. Париж», 1935; «Новый мост в тумане. Париж», 1947).
Марке много путешествовал. Он писал пейзажи Гавра, Марселя, Гамбурга, Стокгольма, Венеции и Неаполя. В этих пейзажах чувствовалось дыхание жизни, движение, красота морских просторов («Везувий», «Неаполь», 1909; «Гамбургский порт», 1909; «Порт Гонфлер», 1911; «Порт Гавр», 1934 и др.).
Марке довелось некоторое время жить в Алжире и Тунисе, и там он создал ряд интересных работ («Порт в Алжире», 1920; «Мастерская в Алжире», 1945).
В 1934 году Марке посетил СССР. Он провел в нашей стране несколько недель. Восхищенный Ленинградом и нашими музеями, радушной встречей, которая была оказана ему, Марке намеревался еще раз приехать в Советский Союз. Война помешала осуществлению этого намерения.
Марке был художником прогрессивных, демократических общественных взглядов, был убежденным антифашистом и в конце жизни вступил в Коммунистическую партию.
Немало шедевров Марке находится в Советском Союзе. Такой богатой коллекции произведений Марке, какая хранится в наших музеях, не имеет даже Музей современного искусства в Париже.


При цитировании гиперссылка обязательна.