С. А. Лучишкин (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Сергей Алексеевич Лучишкин пришел в искусство в 1920-е годы. Его картины были сразу же замечены и критикой и зрителями. Прошли десятилетия, и оказалось, что и сегодня они не перестают нас волновать, что они заняли свое место в истории нашей художественной культуры.
Лучишкин вырос в Москве. Человек от природы щедро одаренный, он увлекался многим. Сдал экзамен в Московскую филармонию по классу скрипки, занимался в Институте декламации и Институте слова. Вместе с друзьями организовал проекционный театр и вплоть до 1932 года выступал как 144 театральный режиссер, интересовался вопросами «производственного театра», вопросами роли искусства в преобразовании труда рабочих в промышленности. И очень рано, в 17 лет стал вхутемасовцем.
Во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) он один год проучился у А. Архипова, занимался у Л. Поповой, А. Экстер и Н. Удальцовой. В год окончания Вхутемаса (1924) Лучишкин в составе группы проекционистов «Метод» показал свои работы на первой дискуссионной: выставке объединений активного революционного искусства в Москве. Это была так называемая, аналитическая живопись. Она больше говорила об уроках новейшего искусства, чем об оригинальном собственном видении мира.
Но уже в последующие годы Лучишкин, как и его друзья, решительно отходит от экспериментов преимущественно формального порядка и обращается к темам современной жизни. Живописец связывает свою творческую жизнь с Обществом станковистов, утверждающим важность современной картины, решенной современными выразительными средствами. Среди мастеров ОСТа мы видим таких крупных советских художников, как А. Дейнека, А. Тышлер, Ю. Пименов, А. Лабас, и других, внесших значительный вклад в становление и развитие нашего изобразительного искусства. Лучишкина привлекали спортивные сюжеты («Лыжники», 1926, серии графических зарисовок). Критика сразу же отметила лирический настрой его работ, иронически-любовную интонацию.
Лучишкин — художник, воспринимающий жизнь открыто и радостно. В его «Трубах» (1925) уже угадывался мастер большого темперамента. Писавшие о картине рецензенты, отмечая определенную перекличку с полотнами Анри Руссо, были покорены его жизнерадостностью. Лучишкин искал необычные, острые композиционные приемы, по-новому и оправданно использовал обратную перспективу. То это неожиданный вид откуда-то сверху, с птичьего полета, — и вот мы уже ощущаем радостную суету «Праздника книги» (1927). То по воле художника наш взгляд медленно скользит вверх, пытаясь вырваться из узкого колодца двора («Шар улетел», 1927). То художник, выписывая все любовно и тщательно, с завидным мастерством, заставляет нас рассматривать эпизод за эпизодом события жаркого летнего дня в картине «Я очень люблю жизнь»* (1926). Он не боится множества деталей. Их столкновение и единство необходимы ему, чтобы выразить свое отношение к жизни. Лучшие его произведения 1920-х и начала 1930-х годов по праву заняли место в наших и зарубежных музеях.
Но и в последующий период Лучишкин создал немало интересного. Он — автор многих выразительных живописных портретов. Особенно часто художник пишет портреты деятелей искусства: композиторов, музыкантов, режиссеров, актеров («Композитор В. Я. Шебалин», 1946; «Режиссер B. H. Плучек», 1947; «Артист В. В. Кенигсон», 1966). Лучишкин много ездил по Советскому Союзу, побывал в нескольких странах и у него есть множество живописных этюдов, эмоционально рассказывающих о его путешествиях. Часто он пишет и большие пейзажи. Лучишкин продолжает оставаться одним из самых горячих поборников спортивной темы в изобразительном искусстве («Прыжок с трамплина», 1962; «Лыжная прогулка», 1966). Исполнил он и ряд портретов прославленных спортсменов («Неоднократная чемпионка мира и СССР по лыжному спорту Алевтина Колчина», 1964, и др.).
Кроме работы в живописи и графике, многие годы (вплоть до 1963) Лучишкин занимался оформлением торжественных собраний, выставочных павильонов. Успешно он выступил и как художник кино («Цирк» режиссера Г. Александрова).


При цитировании гиперссылка обязательна.