В. Г. Перов (1834—1882)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Василий Григорьевич Перов был самым выдающимся русским художником славной эпохи 60-х годов прошлого века, которая положила начало новому этапу революционно-освободительного движения в России. «Народность и реальность», по словам Стасова, определяли творчество Перова. Продолжатель лучших традиций Федотова, Тропинина, мастеров сатирической графики 40-х—50-х годов, Перов принес в русскую живопись новые темы, рожденные новыми историческими условиями. Глубоко и проникновенно вглядываясь в жизнь, он решительно и беспощадно критиковал жестокое отношение к человеку в самодержавной России, утверждал демократические идеалы.
Перов родился в Тобольске. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора барона Г. К. Криденера и с детства носил фамилию своего крестного отца — Васильева. Позднее заштатный дьячок, обучавший мальчика грамоте, восхищенный его каллиграфическими способностями, дал ему прозвище Перов. Впоследствии это прозвище стало официальной фамилией художника.
Наклонности к искусству проявились у Перова очень рано. В 1846 году, когда семья Криденеров переехала в Арзамас, мальчик был отдан отцом в Арзамасскую художественную школу А. В. Ступина. Спустя семь лет Перова приняли в Московское училище живописи и ваяния, где он проучился до 1860 года.
Уже юношей Перов горячо воспринял идеи революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Большое влияние оказали на Перова поэзия Некрасова и драматургия Островского, картины Федотова.
Через два года после появления поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» Перов пишет картину «Проводы покойника» (1865). При взгляде на эту картину невольно встают в памяти некрасовские строки: Ребята с покойником оба сидели, не смея рыдать, И, правя Савраской, у гроба с вожжами их бедная мать Шагала... Глаза ее впали, И был не белей ее щек Надетый на ней в знак печали из белой холстины платок.
Силой социальных обобщений отличаются и такие работы Перова, как «Тройка» (1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867).
Одна из лучших картин Перова — «Последний кабак у заставы» (1868). В этой картине — вся боль художника за тогдашнюю Россию, за мужицкое горе-горькое.
Картины Перова предельно просты и скромны, но сила их выразительности огромна. Они остаются неизгладимыми в памяти зрителя.
К концу 60-х — началу 70-х годов относятся портретные работы Перова. Он пишет преимущественно портреты писателей и художников: А. Н. Островского (1871), Ф. М. Достоевского (1872), И. С. Тургенева (1872), В. И. Даля (1872), Н. А. Касаткина (1876), А. С. Саврасова (1878) и других.
Одновременно с портретами художник создает ряд жанровых картин, получивших широкую известность («Приезд институтки к слепому отцу», «Охотники на привале», 1871; «Птицелов», 1870; «Старики родители на могиле сына», 1874; и др.).
В произведениях конца 50-х — начала 60-х годов Перов выступает с резкой критикой произвола царских властей, чиновного сословия, духовенства («Приезд станового на следствие», 1857; «Первый чин», 1860; «Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862).
Одновременно с картиной «Проповедь в селе», за которую Перов получил Большую золотую медаль и право заграничного пенсионерства, им была завершена картина «Сельский крестный ход на пасхе», изображающая убогость и нищету русской деревни, грубость, невежество сельского духовенства. Обличительная сила этого полотна была так велика, что его немедленно сняли с постоянной выставки Общества поощрения художников и запретили воспроизводить в печати. Еще до выставки владельцем картины стал П. М. Третьяков, в связи, с чем художник В. Г. Худяков писал ему: «...слухи носятся, что будто бы Вам от Св. синода скоро сделают запрос, на каком основании вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично... Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».
Однако в начале 1863 года Перов в качестве академического пенсионера выехал за границу. Ознакомившись с картинными галереями Германии и пробыв некоторое время в Париже, Перов обратился в Академию художеств с просьбой разрешить ему до окончания пенсионерства вернуться в Россию, считая «более полезным по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так я в сельской жизни нашего отечества», чем затратить несколько лет на изучение чужой страны.
По возвращении из-за границы Перов поселился в Москве. Главной темой его искусства становится показ тяжелой, безотрадной жизни простого народа.
Работал Перов и в области исторической живописи. Им была задумана трилогия о восстании Пугачева, из которой он исполнил лишь одну часть— «Суд Пугачева» (1875).
По словам Стасова, Перов был «любимцем всей интеллигентной и художественной России». Он пользовался огромным авторитетом среди деятелей «Товарищества передвижных выставок», был замечательным педагогом и идейным наставником молодых художников. Он воспитал целую плеяду крупнейших русских мастеров живописи, таких, как Касаткин, С. Коровин, С. Иванов, Архипов, Нестеров, Рябушкин, Бакшеев и многие другие.
Трудности и гонения, которые претерпевал Перов, сделали свое дело. Когда его сразил туберкулез, он оказался бедняком, которому не на что было лечиться. Ранняя смерть оборвала творчество художника в самом его расцвете.


При цитировании гиперссылка обязательна.