И. В. Мыслбек (1848—1922)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В 1870 году Городской клуб чешского города Табор принял решение об установлении в городе памятника выдающемуся чешскому полководцу Яну Жижке. Заказ на памятник был передан молодому скульптору Иозефу Вацлаву Мыслбеку. Получив давно желанный заказ, Мыслбек писал в Табор Комитету Городского клуба: «Я пока не решаюсь утверждать, что удачно решу эту задачу, однако утверждаю, что не сделаю какого-нибудь первого любовника со старательно приглаженными усами и бородой и хорошо причесанного или какого-то увешанного побрякушками и вооруженного палицей. Все эти разнообразные громады и груды гипса, называемые столь великим именем Жижки, я ужасно поношу, они страшат меня, как и каждого хоть сколько-нибудь сознательного художника...»
Произведения Мыслбека всегда отличались жизненной правдивостью, внутренней глубиной и энергичной монументальной трактовкой формы. В универсальности Мыслбека не превзошли ни его сверстники, ни его непосредственные ученики. Многообразное творчество Мыслбека послужило основой для последующего развития скульптуры в Чехии. Мыслбек справедливо считается основоположником чешской скульптуры нового времени.
Мыслбек родился в Праге. До 1866 года он учился у Томаша Сейдана. Позднее его наставником стал Вацлав Левы. В пражскую мастерскую Левы Мыслбек попал уже на склоне лет этого выдающегося скульптора, а не как ученик, а как помощник.
В годы работы у Левы Мыслбек посещал в Пражской Академии живописный класс И. М. Тренквальда.
Уже в ранних небольших работах — «Апофеоз Краледворской рукописи» (1867), «Умирающий Жижка» (1870), «Связанная Шарке» (1871), «Забой» (1873) сказалась большая роль в творчестве Мыслбека национальных традиций.
Черпая сюжеты из чешских мифов и истории чешского народа, Мыслбек создал в дальнейшем ряд скульптур, которые очень быстро принесли ему известность. Наиболее значительными из них явились четыре колоссальные скульптурные группы, созданные в 1881—1897 годах для пилонов моста Палацкого в Праге. Эти группы, символизирующие период национального становления Чехии, вошли в классику чешской скульптуры.
Одним из важнейших произведений Мыслбека явилась аллегорическая статуя «Преданность» для здания венского парламента (1880—1886).
Начиная с 1888 года, в течение тридцати лет, скульптор работал над решением очень трудной художественной задачи— созданием большой конной статуи. Это был памятник князю Вацлаву. Скульптору удалось создать очень выразительный образ национального героя. В 1913 году памятник князю Вацлаву — лучшая скульптура Мыслбека — был установлен на Вацлавской площади в Праге. Много времени уделял Мыслбек работе над скульптурными портретами. Наиболее значительные из них принадлежат к числу ценнейших произведений не только чешской, но и европейской скульптуры (Бедржих Сметана, 1893—1894; Й. И. Колар, 1894 и другие). Некоторые скульптурные портреты, созданные Мыслбеком, представляют собой надгробные памятники. Среди них особенно выделяются памятники кардиналу Шварценбергу (1891—1895) и Ф. Л. Ригру (1903—1915).
Не обращая внимания на недовольство заказчиков, Мыслбек работал над своими произведениями всегда до тех пор, пока не считал, что они полностью воплощают его замысел. Так, например, он в течение пяти лет работал над аллегорическим изображением музыки (1907—1912), украшающим Национальный театр в Праге. Для этого здания скульптором были выполнены также аллегорические фигуры «Драмы» и «Оперы».
В 1885 года Мыслбек преподавал в Художественно-промышленной школе в Праге, а с 1896 года — и в Пражской Академии изобразительных искусств. Он был учителем плеяды крупнейших чешских скульпторов, которые продолжили его традицию борьбы за идейное реалистическое искусство, проникнутое любовью к Родине.


При цитировании гиперссылка обязательна.