Н. Куммитс (1897—1944)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Весной 1940 года группа прогрессивных эстонских художников предполагала организовать в Тартуском Рабочем доме художественную выставку. Но выставка эта так и не была открыта из-за вмешательства официальных властей. Вышел только из печати ее каталог, в предисловии к которому Куммитс писал: «Показывая действительную жизнь, действительную сущность многих явлений реальности, произведение искусства, способное глубоко взволновать человеческую душу, может помочь в прояснении общественного сознания, общественных идей и может одновременно стать движущей силой претворения в жизнь этих идей. Если искусство способно влиять на жизнь, то нельзя допустить, чтобы это делалось случайно или мешало развитию общества, оно должно освещать поступательное движение вперед».
Куммитс родился в семье сапожника в Тарту. В 1921 году поступил в «Паллас». Учился он у А. Ваббе. После окончания школы в 1929 году Куммитс примкнул к молодым эстонским художникам, связанным с демократическим освободительным движением.
В своих произведениях Куммитс большое место уделял изображению людей труда. Герой картины «Строитель» мощным силуэтом вырисовывается на фоне пустынного пейзажа, его натруженные руки сложены на рукоятке лопаты. Общим настроением он напоминает персонажей картины французского художника XIX века Ф. Милле. Аналогична «Строителю» композиция «Мать с ребенком»4, выполненная сангиной.
Его произведения подлинно гуманистичны, проникнуты сочувствием и любовью к труженикам. Обыденным сюжетам и мотивам он умел придать монументальное звучание.
Среди многочисленных портретных работ художника выделяется «Автопортрет», написанный в 1938 году и принадлежащий ныне Гос. художественному музею Эстонской ССР.
Жизнь бедной деревенской семьи изображена в рисунке медом и сангиной «Комната с кроватью» (1936). О тяжелой жизни, социальной несправедливости повествует и картина «В крестьянской избе» (1939).
Большое внимание уделял Куммитс пейзажу, в нем воплотилась любовь художника к своей родине, восхищение ею («Пейзаж при лунном свете», 1939).
Во время оккупации Эстонии фашистскими захватчиками Куммитс был арестован. Фашисты заключили его в концлагерь сначала в Тарту, затем в Таллине. Но даже в застенке художник находил в себе силы и мужество для творчества. Им были сделаны монотипии на ткани, которые вынесли на волю. Из предосторожности художник датировал эти свои работы 1943 годом — временем, когда он еще был свободен. В действительности они относятся к 1944 году. Это «Ветряк в Тартумаа» и «Харьюмаский пейзаж». Куммитс погиб в фашистской тюрьме. Его творчество всегда было проникнуто передовыми демократическими убеждениями, сочувствием к угнетенным, стремлением к свободе и счастью человека.


При цитировании гиперссылка обязательна.