А. Н. Тычина (Род. 1897 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Почти сразу же после открытия в 1924 году Государственного издательства БССР молодой белорусский художник-график Анатолий Николаевич Тычина стал сотрудничать в нем как иллюстратор. Первыми его работами были рисунки для поэтического сборника «Барвинок», рисунки для молодежных периодических изданий и иллюстрации к книгам Я. Купалы, 3. Бядули и К. Крапивы. После путешествия по белорусским селам и ознакомления с народным творчеством Тычина выполнил «Этнографические листы», представляющие собой оригинальные композиции.
В 1925, 1927 и 1929 годах состоялись Всебелорусские выставки изобразительного искусства. Тычина принял участие во всех. На третьей выставке экспонировались его листы, исполненные тушью: «Парад во вторую годовщину Октября», «Мостовики», «Около Минской ратуши». Все чаще и чаще художник обращался теперь к пейзажу, который в дальнейшем стал основным жанром в его творчестве. Иллюстрируя произведения многих белорусских писателей и поэтов, Тычина создал также более 30 книжных знаков и издательских марок «Маладняка», «Полымя».
Еще в 30-е годы центральной темой творчества Тычины становится архитектурный пейзаж города Минска — столицы Белоруссии. Из графических техник художник, испытав многие, останавливается на линогравюре. И вот появляются его лучшие эстампы: «Советская улица. Минск», «Библиотека им. В И. Ленина», «У дома офицеров» (1940).
Архитектурные пейзажи Тычины имеют свои отличительные черты. В выборе мотивов художник явно тяготеет к современности, его привлекает облик нового города, центральных улиц, общественных зданий. Он работает как в черно-белой линогравюре, так и в цветной, оставаясь и в красочном изображении верным своей неброской манере.
В послевоенные годы Тычина продолжает разработку своих излюбленных мотивов: «Восстановление города Минска», «Улица Карла Маркса», «Комсомольская улица». Это все цветные линогравюры, очень пластичные по силуэтам, красивые по сдержанному цельному колориту.
Городской архитектурный пейзаж — основная, но не единственная тема для художника. Он пишет «Над рекой Свислочью», «В Брестском порту», «В затоне». Им созданы графические листы, посвященные временам года.
Жизнь родной Белоруссии, полная трудовых свершений, дает обильный материал для творчества старого мастера.


При цитировании гиперссылка обязательна.