X. де Вальдес Леаль (1622—1690)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Хуан де Вальдес Леаль родился и умер в Севилье. Правда, образование он получил в Кордове, где учился у А. де Кастильо, но вскоре молодой живописец возвратился в родной город, где быстро завоевал признание. В 1660 году он выступает в числе основателей Севильской Академии художеств. Несколько лет Вальдес Леаль даже был ее президентом. Академия ставила своей целью воспитать студентов в духе национальных традиций. Она была наиболее передовой и демократичной из всех последующих испанских академий. Однако в ее стенах не родилось новое поколение мастеров-реалистов, да и искусство ее основателей часто развивалось совсем в ином направлении. Примером этому служит творчество Вальдеса Леаля.
Сюжеты произведений Вальдеса Леаля достаточно типичны для севильской живописи той эпохи, так же как и манера исполнения. Цикл картин из жизни святой Клары, выполненный по заказу монастыря в Кармоне (1650—1653), уже обладают характерными чертами стиля позднего Леаля. Натуралистическая иллюзорность совмещается причудливым образом с мистической сумеречностью. Позже Вальдес Леаль пишет большую композицию «Вознесение Марии» (1655), серию полотен из жизни святого Иеронима для монастыря иеронимитов (1657—1658), цикл картин для монастыря Кармен Кальсадо в Кордове (1658), «Обращение дона Мигеля де Мальяра». Типичны для стиля Вальдеса Леаля и хранящиеся в наших музеях картины: «Снятие с креста» и «Крещение Христа» (обе 1660-х гг.) в Эрмитаже и «Рождество Христово» в Государственном музее изобразительных искусств.
Но наибольшую известность получил мрачный цикл картин для капеллы братства Ла Каридад в Севилье, исполненный около 1674 года. Более поздней работе «Христос среди книжников» (1686) уже не хватает темперамента, она слишком рассудочна.
Вальдес Леаль — мастер театрализованной, чрезвычайно эффектной композиции. В его работах мы нередко встретим фигуры, изображенные в острых ракурсах, необычные смысловые сопоставления. Колорит его порой производит феерическое впечатление своей изощренностью. Он пишет уже не только легко и свободно, но и бравурно. Он как бы инсценирует мистическое откровение, но при этом может быть и слащав. С редкой настойчивостью проводил он в своих произведениях мысль о бренности человеческой жизни, о ее подчиненности силам высшего порядка. Его творчество проникнуто мистикой, хотя и не лишено реальных наблюдений.
Художник одной идеи, Вальдес Леаль чрезвычайно неровен. Нередко он поверхностен, вял, монотонен, но всегда его живопись увлекает сумрачной фантастикой и декоративностью стиля.


При цитировании гиперссылка обязательна.