X. Цокев (1847—1883)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В середине прошлого века поколение болгарских художников, принимавших участие в освободительном движении против турецкого владычества и примыкавших к болгарским революционным демократам, окончательно утвердило в Болгарии, в противовес условной религиозной живописи, светское реалистическое, искусство. Центральное место в творчестве этих художников занял портрет. Первым выдающимся портретистом новой школы был Станислав Доспевский (1826—1876), учившийся в Петербургской Академии художеств и погибший в турецкой тюрьме, куда был заключен за революционную деятельность. Основателем исторической живописи в Болгарии был Николай Павлович (1825—.1894), бывший также хорошим портретистом. Следующий этап развития болгарской реалистической живописи неразрывно связан с творчеством Христо Цокева.
О детстве и юности Цокева имеется мало сведений. Известно лишь, что он вырос в городе Габрове, а свое художественное образование начал в болгарском монастыре у иконописца.
В 1868 году Цокев уехал в Россию и поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где находился до 1873 года. В это время здесь преподавал А. К. Саврасов и В. Г. Перов, назначенный с 1871 года директором Училища.
Еще в годы учебы художником был создан ряд мастерски выполненных портретов, отличающихся ясностью и проработанностью формы, выразительной моделировкой объемов, присутствием мягкой световоздушной среды («Девушка в профиль», «Русская девочка», «Автопортрет»). Некоторым из них свойственна жанровая трактовка («Монахиня», «Курильщик»).
Это тяготение к жанру получило свое дальнейшее развитие после возвращения Цокева в 1873 году на родину. Сохранились рисунки, эскизы и наброски, свидетельствующие о том, что художника волновали страдания порабощенного болгарского народа («Беженцы», эскиз, изображающий расправу турок над болгарами), интересовали его и бытовые сюжеты. Его «Пейзаж», а также рисунки «Плотина» и «Водяная мельница» говорят о больших возможностях Цокева-пейзажиста.
Но основным в творчестве Цокева осталась портретная живопись. Художник стремился ко все большей психологической выразительности и индивидуализации образов (портреты Иваны Неновой, Стояна и Ангелины Брычковых, жены художника). Это качество Цокева-портретиста выводит его в первый ряд мастеров болгарской живописи XIX века.
Однако несмотря на большие достижения в области углубленной характеристики портретируемых, Цокев в последние годы своей жизни приходит к некоторым творческим потерям. Его живопись становится более сухой и жесткой, утрачивается та мягкая световоздушная среда, которой были отмечены работы ранних лет.
Жизнь Цокева была недолгой. Но наследие его имеет большое значение для болгарского искусства. Оно явилось новой ступенью в становлении реалистических традиций болгарской живописи.


При цитировании гиперссылка обязательна.