П. Кристус (?—1472 или 1473)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В нидерландской живописи XV века многое изменилось под влиянием творчества Яна ван Эйка. Одним из самых талантливых и своеобразных художников, воспринявших уроки великого мастера, был Петрус Кристус.
О жизни этого художника мало известно. Возможно, что родом он был из Барле. Точно известно лишь, что с 1442 года до самой смерти он жил в Брюгге. То есть он имел возможность видеть лучшие работы ван Эйка. О прочной связи его с этой новой традицией нидерландской живописи, стремившейся к разработке новых реалистических способов изображения, свидетельствует картина «Святой Элигий и новобрачная пара» (1449). Но уже в ней очевидны и отличия живописи Кристуса от картин ван Эйка. Кристус в своем произведении с большим вниманием фиксирует окружающий мир, усиливая бытовое начало. Покровитель ювелирного дела святой Эллигий в его интерпретации не более чем обыкновенный ювелир и даже привычный нимб вокруг головы не придает ему святости. В зеркале на столе ювелира видны случайные прохожие. Все напоминает сцену из жизни добропорядочного бюргера, мастера, к которому пришли заказчики. Здесь налицо упрощение системы ван Эйка, которая лишается своего сложного философского подтекста. Кристус по своему отношению к миру уже чуть ли не жанрист.
Определенное воспоминание о работах ван Эйка вызывает и другое крупное произведение Кристуса «Портрет одного донатора и его жены» (около 1446) в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. В нем чрезвычайно привлекает великолепно выписанный пейзаж на втором плане, органичное соединение пейзажа, архитектуры и фигур в единое целое.
Но у Кристуса есть и работы иного рода, возможно, более самостоятельные. Они говорят о иных тенденциях в художественной жизни времени. Таков, скажем, портрет молодой женщины (1446). Он выделяется не только необычностью модели, но и изысканностью стиля. Портрет этот построен на контрасте теплых и холодных тонов. Художник то приглушает звучание цвета, то, наоборот, усиливает его. Полотно исполнено с редкостным мастерством, хотя и есть в самой манере некоторая отчужденность и холодность. Работы такого рода решены более тонко графически, они более декоративны, и уже скорее можно говорить об их близости Рогиру ван дер Вейдену, чем Яну ван Эйку. В своих больших композициях, подобных «Благовещению» (1442), «Поклонению младенцу», Петрус Кристус менее оригинален, чем в портрете. В портрете наиболее ярко проявились способность и любовь художника к точному воспроизведению виденного. Кристус стремился к большей конкретности своих работ по сравнению с его предшественниками. Это был важный шаг в новом отношении к миру, которое утверждалось в нидерландской живописи, хотя творчество Кристуса говорит и об утере многих уже найденных качеств.


При цитировании гиперссылка обязательна.