Л. Медьнянски (1852—1919)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Венгерский живописец Ласло Медьнянски был замечательным художником и замечательным человеком. Художником, строгим и требовательным к себе, смело искавшим новые пути в искусстве, и человеком, всю жизнь боровшимся за справедливость и равенство всех людей. Он по праву признан как один из самых значительных мастеров венгерской художественной культуры XIX и начала XX века.
Ласло Медьнянски происходил из старой дворянской семьи, он был бароном. Родился художник в родовом имении в Бецкове в Словакии. Когда стали очевидны его способности к рисованию, к одиннадцатилетнему мальчику пригласили учителя, австрийского художника Т. Эндера. Он прожил в Бецкове 2 года. В 21 год Медьнянски отправился учиться в Мюнхен. Там он пробыл недолго, но влияние образов «би-дермейера» — искусства, тяготевшего к изображению частной жизни немецкого, бюргерства — ощущается в его раннем творчестве. Из Мюнхена молодой художник поехал в Париж, где несколько лет занимался в Школе изящных искусств. И позже Медьнянски редко подолгу работал на одном месте. Он часто возвращался в Словакию, жил в Будапеште. Входил в жюри выставок в Вене и уезжал на Адриатику. Неоднократно посещал Германию, бывал в Италии и Франции. При этом он всегда ощущал себя венгерским художником. Более того, он давал себе ясный отчет в социальной ответственности своего искусства.
Аристократ по происхождению, Медьнянски весьма решительно отрекся от привилегий и предрассудков своей среды. Его герои — это люди «дна». Он изображал бродяг на больших дорогах, батраков, солдат. Это не обличительные публицистические документы, но критический заряд в них нередко очень велик. Таковы, например, его работы, посвященные военным событиям в Сербии: «В Сербии» (1914), «Раненый солдат» (1914). Он изображает войну без романтического ореола, страшную своей прозой и будничностью. В других полотнах из жизни простых людей часто звучит лирическая интонация («Ловля рыбы на Тиссе», около 1880 г.).
Медьнянски очень серьезно относился к проблеме сюжета в картине. Его не удовлетворяли решения описательные, литературные по своей сути. Но он и не принимал решений, в которых содержание приносится в жертву той или иной формальной задаче. Художник целиком и последовательно преодолел влияния натурализма. Его произведения отличает психологизм образов, единство темы с цветовым и композиционным решением. Медьнянски изучал традиции старых мастеров, но с большим интересом относился и к новым течениям в искусстве. Он систематически работал над проблемами мастерства, стремясь к емкости и содержательности картин.
В этих его поисках чрезвычайно большое значение имели занятия пейзажной живописью. Художник любил писать природу взволнованную, ожидающую каких-то перемен. Его пейзажи-своего рода поэтический дневник, лирическая автобиография мастерства. «Бродяжнический» образ жизни, частая смена впечатлений еще более стимулировали развитие этой стороны его дарования.
Медьнянски стремился передать эмоциональную окраску события, так сказать, его внутренний подтекст, а не только внешние коллизии сюжета. Все это сам он определял одним словом — настроение, в которое вкладывал чрезвычайно многое. И это в равной мере относится и к его картинам, и к его пейзажам. По словам художника, он хотел сохранить в своей живописи непосредственное живое ощущение мира, но его привлекали и широкие философские обобщения. Он говорил, что самое важное — придти от «субъективного факта к новой символике». По его утверждению, он всегда настойчиво «стремился к расширению и разносторонности чувства и видения. Стремился к эмоционально-действенной живописи». На этом пути его поджидали многие трудности: и некритическое приятие всего нового в искусстве, и сложность в живописном разрешении социального сюжета; Порой в его словах проскальзывают сомнения в правильности избранного пути, но он не отступал и снова шел к своей цели... Великолепное собрание произведений Ласло Медьнянски хранится в Венгерской национальной галерее в Будапеште.


При цитировании гиперссылка обязательна.