П. В. Вильямс (1902—1947)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В историю советского искусства Петр Владимирович Вильяме вошел как талантливый мастер станкового и театрально-декорационного искусства.
Вильямс родился в Москве в семье профессора. Семилетним мальчиком он стал учиться живописи в мастерской В. Н. Мешкова, а в 1919 году поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) на живописный факультет. По окончании Вхутемаса, получив звание художника-живописца, Вильяме был командирован за границу (Италия, Франция, Германия). Первоначально он работал в области станковой живописи. Серьезное влияние на Вильямса оказали идеи производственного искусства и конструктивизма. Молодой художник становится одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ) — второй после АХРР крупной и наиболее влиятельной творческой организации 1920-х годов. На первой выставке ОСТа (1926) он в числе других работ экспонирует «Портрет Мейерхольда», изображающий знаменитого режиссера на фоне конструктивистских декораций. Ранним произведением Вильямса была картина «Акробатка» (1927), в которой сказались творческие принципы остовцев — динамичность композиции, сопоставление плоскостей, обращение к теме спорта. Многое в художественной манере Вильямса было подсказано творческими поисками Мейерхольда, его смелыми экспериментами.
Со временем Вильямс в поисках иных приемов и методов обращается к классическому наследию русского реализма. Об этом убедительно говорят его картины: «Гамбургские баррикады. 1923 год» (1932), «На защиту Петрограда. 1919 год» (1937), «Портрет народного артиста СССР Л. М. Леонидова» (1933) и др. На рубеже 20-х—30-х годов Вильяме работает также и как иллюстратор детских книг в Госиздате.
С 1929 года Вильямс связывает свою судьбу с театром и вскоре становится одним из ведущих мастеров театрально-декорационного искусства. «Очень, очень интересно», — сказал К. С. Станиславский по поводу его работы над инсценировкой «Пикквикского клуба» Ч. Диккенса (МХАТ, 1924). В этой постановке Вильяме еще заметно тяготел к формам станковой живописи, использовал декоративные панно. В последующие годы, развивая принципы живописно-объемной декорации, художник обращается к созданию пространственной сценической картины («Поднятая целина» М. Шолохова, 1937; «Иван Сусанин» М. Глинки, 1939; «Золушка» С. Прокофьева, 1945 — все ГАБТ; «Тартюф» Ж. Мольера, 1939, МХАТ и др.), творчески используя реалистические традиции русской театрально-декорационной живописи XIX века. В совершенстве овладев специфическими особенностями театрально-декорационного искусства, Вильяме впервые на советской сцене использовал тюль, транспаранты, аппликации, с помощью которых ему удавалось достигать эффекта сценической пространственности. Огромное значение художник придавал свету на сцене и другим техническим средствам, усиливающим эмоциональную выразительность действия.
Создавая декорации и костюмы, Вильяме всегда стремился наиболее глубоко раскрыть идею спектакля, стиль автора, замысел режиссера. Художник учитывал особенности, как творческого коллектива театра, так и отдельных артистов, а равно архитектуру сцены и зрительного зала.
Диапазон Вильямса был очень широк. Он являлся автором декораций и костюмов к постановкам опер и балетов, пьес классического и советского репертуара, к выступлениям ансамблей; участвовал также в оформлении физкультурных парадов и т. д.
Среди спектаклей, оформленных Вильямсом, особенно выделяются: «Кавказский пленник» Б. Асафьева (1938, ГАБТ); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1940, Ленинградский театр оперы и балета; 1946, ГАБТ); «Вильгельм Телль» Д. Россини (1942, ГАБТ); «Последние дни (Пушкин)» М. Булгакова (1943, МХАТ).
С 1941 по 1947 год Вильямс работал главным художником Большого театра. Будучи профессором живописи, он вел педагогическую работу в Московском институте прикладного и декоративного искусства. В последние годы жизни много занимался станковой живописью. За оформление балетных и оперных спектаклей на сцене Большого театра Вильяме был трижды удостоен Государственных премий. В 1944 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.


При цитировании гиперссылка обязательна.