А. В. Лентулов (1882—1943)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Талант Аристарха Васильевича Лентулова обладает яркой самобытностью. Бурный темперамент живописца ощутим во всех его произведениях — пейзажах и портретах, натюрмортах и театральных декорациях. Он ни к чему не оставался равнодушным, и своеобразие его поэтического мышления раскрывается то в буйстве красок, то в причудливом преображении натуры, то в стремительных, динамичных ритмах композиции.
Аристарх Васильевич Лентулов родился в Нижнем Ломове Пензенской губернии, детство и раннюю юность провел в Пензе. Учение, начавшееся в тамошнем художественном училище, было продолжено в Киеве. Затем молодой художник отправился в Петербург, где в мастерской профессора Кардовского проучился вплоть до 1909 года. В 1910 году Лентулов переехал в Москву. Тут он сблизился с живописцами, впоследствии составившими ядро «Бубнового валета» — художественного общества, одним из членом-учредителей которого он стал, — с П. Кончаловским, И. Машковым, А. Куприным и другими.
В этот период Лентулов создает огромные полотна — «Василий Блаженный», «Страстной монастырь», «У Иверской», «Звон. Колокольня Ивана Великого», «Автопортрет», где в поисках средства повышения декоративности включает в фактуру картины аппликации из других материалов — золотую и серебряную фольгу, бархат и шелк. Кроме масляных красок, в этих картинах художник употреблял гуашь и темперу. Во имя чего экспериментировал Лентулов? Он стремился к обновлению того художественного языка, на котором говорит искусство. Испытывая нехватку выразительных средств для передачи остроты своего ощущения ломки современного мира, Лентулов обратился к русской иконописи, к сокровищнице народного искусства, в частности, к лубку, творчески претворяя национальные традиции. Художник был не одинок в своих поисках, близкие задачи ставили себе все бубнововалетцы.
Поездка во Францию и Италию была предпринята Лентуловым в эти годы с целью познакомиться с классическим и современным искусством европейских художников. В 1919— 1920 годах Лентулов ставит себе в искусстве уже иные задачи, он пишет с увлечением древнерусскую архитектуру (пейзажи Загорска), стремясь к простоте и ясности формы, к сближению с натурой.
В первые послереволюционные годы Лентулов начинает преподавательскую деятельность во Вхутемасе, участвует в создании праздничного оформления Москвы по случаю годовщины Октября, много времени отдает оформлению спектаклей, пишет ряд жанровых живописных произведений. Вместе с С. Герасимовым, И. Грабарем, А.. Осмеркиным и другими основывает «Общество московских художников», которое сформулировало свою задачу как достижение в живописи «синтеза современного содержания и современной реальной формы». В конце 1920-х годов Лентулов создает одну из самых значительных в его творчестве пейзажных серий, запечатлевшую виды Волги («Закат на Волге», «После полудня» и др.)
В 1930-х годах в творчестве художника большое место занимает работа над индустриальной темой. Пейзажи перестраивающейся Москвы, промышленные гиганты — Азовсталь, Днепрогэс, жизнь черноморских грузовых портов — все запечатлевал Лентулов, проникнутый интересами общественного переустройства Страны Советов.
В эти же годы художник написал множество натюрмортов («Корзина с ромашками», «Полевые цветы», «Перец и капуста», «Колокольцы лиловые» и др.), в которых выражено новое для его произведений лирическое восприятие мира. Красочная гамма этих натюрмортов отличается тонкой гармоничностью.
В истории русского искусства Аристарх Васильевич Лентулов остался как один из ярчайших мастеров-новаторов, страстных и смелых искателей современных образов и форм живописи. Сверкающе-радостная палитра художника, праздничный строй его полотен, великолепная сила пластической энергии придают произведениям Лентулова особую ценность и значение. Его картины по заслугам украшают залы Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других крупнейших собраний живописи в СССР.


При цитировании гиперссылка обязательна.