Г. М. Гюрджян (Род. 1892 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Когда в ноябре 1920 года в Армении установилась Советская власть, представители армянской интеллигенции, ранее вынужденные жить за границей, стали съезжаться на родину. В их числе был и Габриэл Микаэлович Гюрджян.
Уроженец городка Артвина, ранее входившего в состав Кутаисской губернии, а ныне принадлежащего Турции, Гюрджян еще юношей, в 1909 году, уехал из родных мест в Пензу, где вскоре поступил в художественное училище, одно из лучших провинциальных учебных заведений России того времени. Обучение начинающих художников велось здесь в традициях передвижников. Учителями Гюрджяна были живописцы — П. И. Коровин, Н. Ф. Петров и И. С. Горюшкин-Сорокопудов.
В 1922 году, завершив образование и имея за плечами два года педагогической работы, Гюрджян переехал в Ереван. Он сразу же активно включился в художественную жизнь молодой Советской Армении. Возникшая в 1924 году первая организация советских армянских художников — «Общество армянских художников» — избирает Гюрджяна в свое правление. Позднее Гюрджян становится одним из основателей армянского филиала АХРР. В 1939 году по его инициативе создается передвижная Изомастерская, давшая возможность многим художникам побывать в сельских и промышленных районах Армении, соприкоснуться с их жизнью, организовывать выставки своих произведений на местах. В дальнейшем Гюрджян проводит большую общественную работу, занимая пост председателя Союза художников Армянской ССР.
Гюрджян — пейзажист. Его произведения исполнены большой любви к красоте природы, к родной Армении. Он был одним из первых армянских художников, обратившихся к изображению индустриального пейзажа. Языком живописи и графики им воспета первая крупная стройка в Армении — Ширакский канал (1923—1925). Образ индустриальных гигантов запечатлен Гюрджяном в пейзажах «На карбидном заводе. Кировакан» (1948), «Алаверди. Медеплавильный завод» (1948) и др.
Гюрджян изображает природу Армении в различные времена года, в различные часы дня. Зритель видит на его полотнах цветущие фруктовые сады, хлопковые поля, озера, величественные горы. К числу лучших работ Гюрджяна относятся такие пейзажи, как «У мельницы в Бюракане» (1941), «Вечер в Ахпюраке» (1947), «Весна в Норке» (1948), «Холм в Кашбулахе» (1950), «Армянский пейзаж» (1954), «Пасмурный день на Севане» (1956), «Берега Айриванка» (1966) и др. Из произведений, посвященных сельским труженикам, особенно выделяются картины «Укладка колхозного сена в стога» (1949), «Сбор хлопка в Аревшате» (1949).
Хорошо зная свой родной край, его маленькие деревушки и промышленные центры, его исторические достопримечательности, Гюрджян не мог остаться равнодушным к тем местам, которые связаны с памятью Пушкина, с его знаменитым путешествием в Эрзерум. В течение ряда лет работая над этой темой, он создал в 1949 году картину «Пушкинские места».
Гюрджян обращался и к тематической картине. На выставке, посвященной тысячелетнему юбилею эпоса «Давид Сасунский» (1938), экспонировалось его полотно «Именование Сасунской крепости».
Немало энергии отдал Гюрджян преподавательской работе, будучи профессором Государственного художественно-театрального института в Ереване.
За заслуги в области изобразительного искусства Гюрджян удостоен звания народного художника Армянской ССР.


При цитировании гиперссылка обязательна.