Д. Г. Левицкий (1735—1822)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему подъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.
Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителями — передовой частью дворянской интеллигенции. Возросшее значение человеческой личности, борьба за ее достоинство утверждали новое понимание образа человека в портретном искусстве. Целая плеяда молодых талантливых русских мастеров — выходцев из простого народа, воодушевленная просветительскими идеями, решительно выступила за создание в портретном искусстве произведений, отличающихся многогранностью характеристики человека, изысканностью изобразительных средств. Во главе этой плеяды стояли три замечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений мирового изобразительного искусства второй половины XVIII века. Это были скульптор Ф. И. Шубин, живописцы Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. Последний в своих произведениях, проникнутых жизнеутверждающим духом, полнокровным восприятием реальной действительности, создал необычайно выразительные и убедительные в своей конкретности образы представителей разных слоев русского общества 70-х—80-х годов XVIII века.
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно священником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером «живописной команды» А. П. Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве над росписями только что построенной церкви Андрея Первозванного.
Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобразительному искусству, Антропов стал его учителем. В дальнейшем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал заниматься у Антропова.
В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого, обращаясь к портретам, создавал правдивые образы, подчас весьма социально выразительные. Левицкий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.
До сих пор еще не выяснены многие факты биографии Левицкого. Однако несомненно, что уже в 60-х годах он был достаточно известен. К концу 60-х годов им были написаны портреты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С. Строганова и других видных людей того времени. В этих относительно ранних своих работах молодой художник сумел гораздо глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека, чем его учитель Антропов. Широкое признание принесли Левицкому его произведения, представленные в 1770 году на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова. Совершенно необычным для такого типа портретов было изображение вельможи не в парадном костюме, а в халате, домашних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, голову.
Большим зрелым мастером выступает Левицкий в знаменитой серии из семи портретов — «Смолянки» (1773—1776). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольного института «благородных девиц».
Портреты «смолянок» Левицкого принадлежат к лучшим произведениям живописи второй половины XVIII века. Показывая юных институток, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искусственности и жеманства. Так, маскарадную пастушескую сцену в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой художник решает не в характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой и увлекательной игрой.
Необычно высокими художественными достоинствами отличается портрет Дени Дидро (1773), написанный Левицким во время пребывания великого французского философа-материалиста в Петербурге. В портрете Н. И. Новикова (1796 или 1797) Левицкий воссоздал образ передового просветителя-публициста и книгоиздателя XVIII века. Художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим ему поддержку во время его тюремного заключения.
Большое место в творчестве Левицкого занимали интимные портреты, среди которых одним из лучших является портрет М. А. Дьяковой (1778). Написанное в тонко разработанной гамме теплых оливково-зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние девушки.
В конце 70-х—90-х годов Левицкий пишет еще ряд замечательных портретов: Я. С. Сиверса (1779), итальянской певицы Анны Давиа (1782), архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова (1789), парный портрет М. А. и В. И. Митрофановых (1780-е гг.) и др.
В портрете Екатерины II — законодательницы (1783) Левицкий дал идеальный, желаемый образ «государя-гражданина». Он изобразил Екатерину как просвященную служительницу законов и «общего покоя».
Г. Р. Державин описал его в своей оде «Видение Мурзы». Сохранилась рисуночная копия, сделанная Левицким с портрета Екатерины. Это единственный, дошедший до нас достоверный рисунок великого русского портретиста.
Левицкий занимался и преподавательской деятельностью. Вплоть до 1778 года он руководил портретным классом в Академии художеств.


При цитировании гиперссылка обязательна.