Т. Руссо (1812—1867)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В период между революцией 1830 и 1848 годов во Франции в пейзажной живописи сложилось реалистическое художественное течение, получившее название барбизонской школы. Этот термин произошел от расположенной неподалеку от Парижа, близ Фонтенбло, небольшой деревушки Барбизон. В этой деревушке и ее окрестностях в 30-х—40-х годах прошлого столетия работала группа художников, искавшая вдохновения в непосредственном общении с природой.
Опираясь на традиции голландских живописцев XVII века, эти художники, взамен идеализированных видов местности, лишенных национального своеобразия, создали новый тип французского пейзажа, правдиво, просто и поэтично, без преувеличенных эффектов воспроизводящий облик родной природы. Барбизонцы вдумчиво изучали жизнь природы, находя идеал в ее скромной красоте. Они стремились правдиво передать ее цветовые особенности и световоздушную среду. Барбизонцы призывали художников писать с натуры, стремиться, прежде всего, к правдивости и безыскусности. Признанным главой барбизонской школы был Теодор Руссо.
Теодор Руссо родился в Париже в семье портного, образование получил в мастерских Ж. Ремона и Г. Летьера. Решив стать пейзажистом, юноша много путешествовал по Франции. Современники вспоминают, что он мог от зари до зари бродить по полям и лесам, как бы впитывая в себя краски природы. А. затем, уединившись в мастерской, создавал свои произведения. По его собственному признанию, он хотел стать «художником своей страны».
Стремление к реализму заставило Руссо порвать с традициями академической живописи и обратиться к достижениям голландских пейзажистов и французского художника начала XIX века Жоржа Мишеля, писавшего в духе голландцев окрестности Парижа. В 1830 году Руссо уезжает в Овернь. Здесь, в одном из самых глухих мест Франции, он пишет этюды еще почти не тронутой человеком природы. Позднее Руссо дважды побывал в Нормандии, в приморских городках Мон-Сен-Мишель и Гранвиль. Среди созданных им здесь произведений особенно выделяются поэтический «Рынок в Нормандии» (1832), пейзажи «Дома у Мон-Сен-Мишель» (1832) и «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833). В этих картинах уже сказалась самобытность таланта Руссо.
В поисках новых мотивов художник отправляется в Фосий, в горные цепи Юры и дальше в Швейцарию. Он создает много произведений, но их не принимают на выставки. Жюри парижского Салона в течение 13 лет игнорирует Руссо. Его новаторство, выражающееся в тяготении к непредвзятой простоте и правдивости, не может прийтись по вкусу ценителям академически холодных пейзажей, созданных на основе канонов идеалистической эстетики.
Но Руссо упорно продолжает работать в избранном им направлении. В 1848 году художник навсегда поселяется в глухой деревушке Барбизон близ Фонтенбло.
После революции 1848 года Салоны, ставшие более снисходительными к новаторам, принимают картины Руссо. Такие его произведения, как «Аллея в лесу Л'Иль-Адам» (1846— 1849), «Опушка леса, заходящее солнце» (1849), «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль» (1848—1850), «Вечер. Кюре» (1850-е гг.) — свидетельство зрелого мастерства. «Мой лес говорит — отмечает художник с удовлетворением. — Это то, чего я добивался».
Ищущая молодежь, высоко оценив новаторство Руссо, охотно признала его своим главой. Со временем к Руссо, наконец, приходит и официальное признание. На Всемирной выставке 1855 года он получает золотую медаль. Его картины охотно покупают. В конце творческого пути Руссо в его живописной манере происходят изменения. Художник, экспериментируя в области передачи света и цвета, терпит ряд неудач. Но даже в этих противоречивых исканиях, которые привели Руссо, в конечном счете, к подлинной творческой трагедии, он оставался верен своим идеалам демократизации и популяризации искусства.
В целом произведения художников «барбизонской школы», главой которой был Руссо, явились значительным этапом развития реалистического пейзажа в европейском искусстве прошлого века.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Гольф мячи в подарок друзьям.