Л. Вычулковский (1852-1936)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В 1890-е годы в польское искусство входит импрессионизм. Но не все польские живописцы отказываются от завоевания мастеров, последовательно обращавшихся к социальной теме. К их числу относился и Леон Вычулковский. Он как бы связал в единое целое демократическое искусство прошлого века с художественными принципами нового времени.
Вычулковский учился в Варшавской школе рисунка у А. Каминского, Р. Хадцевича, а позже— у одного из крупнейших польских педагогов В. Герсона. Впоследствии его учителями были А. Вагнер и в Краковской школе изящных искусств сам Я. Матейка. Герсон и Матейка были примером для молодого Вычулковского. Он писал и исторические композиции, и портреты, впрочем, иногда делая уступки салонному искусству («В будуаре», 1885).
В 1879—1880 и в 1883—1893 годах Вычулковский жил на Украине. Там он писал крестьян и рыбаков, занятых своим повседневным трудом («Уборка свеклы», 1892; «Рыбаки», 1891). В эти годы художник впервые обращается и к пленерной живописи, очень увлекающей его. В Париже Вычулковский с интересом знакомится с живописью импрессионистов. Правда, около 1895 года он проходит через короткий период символистских увлечений («Саркофаги»), но они не смогли изменить направленность его творчества.
В 1890-е годы. Вычулковский продолжает отстаивать значение социальной темы в искусстве. Со своими единомышленниками он выступает на выставках общества «Штука» («Искусство»). Для этого этапа развития художника характерно полотно «Пахота» (1903), где он пытается создать образ крестьянского труда, без назидательной описательности.
Мастерство Вычулковского быстро совершенствовалось. Он с большим успехом выступал в различных жанрах: его увлекали эмоциональные возможности, заложенные в живописи, он любил артистизм акварели, тонкость работы пастелью, эффектность беглых зарисовок тушью и сложность цветовых отношений автолитографии. Вычулковский по праву оценивался как поэтичный мастер, своеобразно воспринимающий мир. В его татранских пейзажах мы попадаем во власть лирической стихии, его натюрморты воспринимаются как портреты цветов. Художник создал множество графических работ, посвященных старым городам и памятникам архитектуры Польши, краковскому Вавелю, Люблину, старой Варшаве. За свою жизнь он создал большое число портретов, на многих из которых запечатлены крупные представители польской культуры. В 1934 году Вычулковского пригласили преподавать графику в Академии художеств в Варшаве.


При цитировании гиперссылка обязательна.