А. М. Сарксян (1902—1969)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Творческая деятельность народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Ара Миграновича Сарксяна имела большое значение для развития армянской советской художественной скульптуры. Он выступил по существу как один из основоположников современной армянской скульптуры.
Сарксян родился в Турции, неподалеку от Константинополя. В Константинополе он окончил художественную школу. Продолжал образование в Венской Академии художеств. От тех лет сохранились линогравюры, рисунки, эскизы скульптурных работ и фотографии с его произведений. Один из видных австрийских критиков того времени писал: «Сарксян, еще очень молодая личность, если сохранит и разовьет то, что обещает, может в будущем встать в первые ряды». Но он так и не смог проверить, верен ли его прогноз. В 1925 году Ара Сарксян навсегда оставил Вену и связал свою судьбу с Советской Арменией.
Работы Сарксяна 1920-х годов нередко намеренно статичны по своей композиции. Художник подчеркивал конструктивную крепость, «сделанность» объемов. Формальные приемы его искусства, так же как и тематика, были в то время весьма ограничены.
Сарксян был мастером неровным, ищущим, но на всех его работах лежит печать таланта. Вероятно, по складу своего дарования он был все-таки скульптором-монументалистом. Он любил пластические обобщения, работу в реальном пространстве.
Собственно, как монументалист он выступал не так уж часто. Монументальность была присуща внутреннему строю его работ. Сарксян исполнил ряд интересных памятников, в том числе памятник героям майского восстания в Ленинакане (1931), X. Абовяну (1946), Дважды Герою Советского Союза Н. Степаняну (1950) в Ереване, В. И. Ленину в Камо (1959).
Он — автор многих декоративных скульптур и композиций, установленных в городах Армении. Этот вид скульптуры особенно увлекал его. Сарксян всегда решал декоративную композицию на сложных ритмических отношениях различных элементов. Правда, нередко он впадал в иллюстративность, стремление к графической ясности силуэтов оборачивалось сухостью.
Из многофигурных сюжетных композиций, созданных художником, — одна из самых удачных «Саак Партев и Месроп Маштоу». Она решена почти фронтально, строгость манеры сочетается с большой внутренней взволнованностью, значительностью. В лучших своих работах художник развивал принципы средневековой армянской пластики. Но в иных композициях Сарксян бывал чрезмерно многословен, помпезен и надуман.
Портретом художник занимался на протяжении всей своей творческой жизни и достиг в этом жанре больших успехов. В одних портретах он стремился лаконично и броско выразить свое впечатление от человека. Но чаще Сарксян представал перед нами как пытливый психолог, ищущий свое решение в зависимости от характера модели и отвергающий штампы. Таковы, скажем, портреты композитора Карла Вайгеля (1922), Е. Затеяна (1923), В. Тотовенц (1926) и многие другие. Сарксян создал целую галерею портретов армянской советской интеллигенции. Выразительны и его портреты известных исторических деятелей армянского народа. Многие из портретов мастера носят романтический характер («Портрет Сурена Спандаряна», 1947). Неоднократно обращался Сарксян к работе над образом Ленина.
Творческий диапазон Сарксяна чрезвычайно широк.
Одно из самых известных произведений скульптора — базальтовый женский торс (1947), свидетельствующий о высоком профессиональном мастерстве его автора.
Пробовал свои силы Сарксян и в мелкой пластике, делал медальоны и медали. В разные годы выступал он и как театральный декоратор, остро чувствуя специфику театрального зрелища. Сарксян оформлял пьесы армянских драматургов, предложил своеобразный проект оформления «Гамлета» В. Шекспира (1942).


При цитировании гиперссылка обязательна.