Ж. О. Фрагонар (1732—1806)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Творчество Жана Оноре Фрагонара — самое яркое явление во французском искусстве второй половины XVIII века.
Фрагонар вырос в Грассе, в Провансе. 17-летним юношей он приехал впервые в Париж и полгода учился у замечательного мастера натюрморта Жана Батиста Шардена, а затем у процветавшего в то время изысканного мастера эротических композиций Франсуа Буше. Учился Фрагонар немного и у модного художника «галантных сцен» К. Ванлоо. Молодой Фрагонар особенно увлекся работами Буше. Очень скоро, развиваясь в сходном направлении, он достиг больших успехов. Его направляют в Рим, пенсионером во Французскую академию. Фрагонар без устали путешествовал по Италии. 5 лет пребывания на итальянской земле заставили его почти забыть о сладкой истоме живописи Буше. Его увлекли итальянские живописцы XVII—XVIII веков. В Италии молодой художник исполнил тонкие по мастерству пейзажные зарисовки, в которых ощущается его восхищение страной и радость от общения с природой.
Осенью 1761 года Фрагонар возвратился на родину. В Париже его ожидали заказы на картины в прихотливом и фривольном, модном тогда духе рококо, но, кроме того, он должен был закончить свою обязательную академическую про грамму, для исполнения которой он и направлялся в Италик. Это было большое полотно «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Написание его, видимо, Фрагонар воспринимал как тяжкую обязанность, и оно получилось хотя и не лишенным эмоциональности, но откровенно хо дульным. Он экспонировал, его в Луврском салоне 1764 года. Официальные критики хвалили произведение, надеясь в будущем увидеть Фрагонара в качестве исторического живописца. Историческая живопись, по их твердому убеждению, венчала все здание искусств. Но молодой художник пренебрег славой и официальными почестями.
1760-е годы — время блистательного расцвета таланта Фрагонара. Мир его .творчества сложен и противоречив. С одной стороны, у него нередко встречается чисто эротическая трактовка мифологических мотивов, порой даже пресыщенная. Такие работы имели большой успех в кругах французской аристократии. Но прежде всего он — художник лирического склада. Не случайно в эти годы очевидна его близость поэтическому творчеству А. Ватто. На сходных творческих позициях Фрагонар в целом остался и в последующий период.
Манера живописи Фрагонара привлекает своей артистичностью, изяществом, виртуозностью. Он писал очень легко, быстро, с удовольствием. Движение его кисти свободно и экспрессивно. Нередко Фрагонар может быть лукаво-ироничен («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Государственный Эрмитаж в Ленинграде), а то и просто дерзким, насмешливым («Похищение рубашки Амуром», около 1767). Атмосфера чувственности переплетается с поэзией интимной жизни человека, вызов ханжам — с лиричностью. Все это и создает удивительный сплав, который и есть творчество Фрагонара.
Как и многие мастера той эпохи, Фрагонар обладал безукоризненным чувством декоративности целого. Иные из его произведений и решены как своего рода изысканные декоративные панно для богатого аристократического дома. Таковы, скажем, по своему характеру прихотливые по ритмам «Качели» (1767).
Но временами у Фрагонара встречаются и работы совершенно иного плана, простые, чуть ли не документальные. Это картина «Прачки», некоторые портреты, в том числе портрет Д. Дидро, и непосредственные, мастерские графические пейзажные зарисовки. Очень популярны были иллюстрации художника к произведениям Ариосто, Сервантеса, Лафонтена.
Последние десятилетия своей жизни Фрагонар наблюдал торжество принципов, противоположных тем, которые он утверждал своим творчеством. Артистичные изящные произведения Фрагонара резко отличаются от искусства классицизма с его строгой системой, представление о которой связывалось в ту эпоху с торжественным, проникнутым духом высокой гражданственности, творчеством Луи Давида.
В годы революции Фрагонар входил в жюри по искусству и работал хранителем Лувра. Умер он, отдыхая после шума наполеоновского парада, в одном из парижских кафе.


При цитировании гиперссылка обязательна.