Г. Доре (1832 или 1833—1883)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


У произведений знаменитого французского иллюстратора Гюстава Доре счастливая судьба. Со времени его смерти в искусстве изменилось очень многое, книжное дело почти полностью обновилось, и все-таки в разных странах, в том числе и в СССР, издательства продолжают с немалым успехом выпускать книги с его иллюстрациями. Перед любым художником, который берется иллюстрировать литературное произведение, прежде иллюстрированное Доре, неизменно встает трудная задача — создать не только нечто иное, но и не менее увлекательное.
Гюстав Доре появился на горизонте французской художественной жизни в 40-х годах прошлого века. Его автолитографии печатались, и довольно часто, в парижских юмористических журналах и еженедельниках. Как и другие мастера сатирической графики той эпохи, Доре испытал на себе влияние искусства Оноре Домье. Ведь именно Домье обязана своим расцветом французская сатирическая графика тех десятилетий. Доре рисовал сценки повседневной парижской жизни, полной контрастов и противоречий, порой трагических, порой веселых. В этих журнальных зарисовках он выступает как остроумный, изобретательный рассказчик, метко подмечающий характерность типов, умело строящий композицию, занимательно обыгрывающий все перипетии изображаемой сценки. По сравнению с разящей сатирой великого Домье рисунки Доре явно более безобидные. Они носят скорее жанровый, описательный характер.
Опыт работы в журналах, пристрастие к обыгрыванию сюжета в рисунке оказались очень ценными, когда Доре обратился к иллюстрированию книг. В 1854 году вышло в свет издание «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле с его небольшими гравюрами. Оно имело большой успех. Художник-сатирик оказался в своей стихии, обратившись к великому роману. Иллюстрации Доре привлекли внимание читателя поистине неистощимой выдумкой. Казалось, что придуманный художником облик Гаргантюа и Пантагрюэля не может быть иным. В 1855—1856 годах Доре исполнил цикл гравюр для «Озорных рассказов» Оноре де Бальзака. В них наиболее очевидна связь с опытом художника-журналиста. Это полные юмора вариации бальзаковских мотивов, проникнутые непосредственным ощущением современной жизни Франции. Вместе с тем, в иллюстрациях к «Озорным рассказам» Доре выступает перед читателем как мастер, склонный к фантазии. Его гравюры очень эффектно смотрелись в книге, декоративно и цельно, но Доре влекли уже решения иного порядка.
1860-е годы — период наибольшей творческой активности Доре-иллюстратора. В 1861 году увидел свет том «Ада» Данте с его многочисленными рисунками. В 1862—1863 годах Доре работает над ставшим знаменитым циклом иллюстраций к «Дон Кихоту» Сервантеса. Вслед за этим он обращается к «Библии» и к «Потерянному раю» Джона Мильтона и создает грандиозные по своему размаху циклы.
Доре привлекали к себе произведения различных жанров— от высокой трагедии до басен Лафонтена и сказок Шарля Перро. Художник обращается к новому для него типу иллюстрирования, сопровождая литературное повествование рисунками живописного характера, занимающими отдельные страницы книги. В иллюстрациях к «Дон Кихоту» Доре — художник романтической традиции, стиль его откровенно патетичен. В иллюстрациях к «Сказкам» Шарля Перро перед нами добродушный увлекающийся рассказчик. Сатира у него странным образом соседствует и переплетается с сентиментальностью. Наглядность, часто почти откровенная натуралистичность вторгается в самые фантастические сцены — пафос нередко переходит в помпезность. Сегодня для многих очевидна ограниченность понимания задач иллюстрации, которая была свойственна Доре, однообразие, повторяемость его стилистических приемов. И все-таки Доре «хорош» не только для своего времени, По-прежнему привлекает любовное отношение художника к тексту, соединенное с неудержимой фантазией. И не случайно Доре оказал широкое влияние на искусство книги разных стран. С уважением к таланту французского мастера относились и многие наши советские художники книги. Особенно велик был интерес к работам Доре среди книжных графиков 1930-х годов.
Доре свои силы пробовал и в живописи, и даже в скульптуре, однако в историю искусства он вошел только как художник книги.


При цитировании гиперссылка обязательна.