Фра Бартоломмео (1472 или 1475—1517)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В любую другую эпоху, в любой другой стране живописец такого масштаба мог бы быть возведен чуть ли не в ранг великого мастера. Но Фра Бартоломмео жил и работал в эпоху, вошедшую в историю под названием Высокое Возрождение. Его современниками были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Фра Бартоломмео ценили, сам Рафаэль в молодости, когда прибыл во Флоренцию, восхищался гармонией его произведений, но все-таки рядом с творчеством великих современников его вклад в итальянскую художественную культуру кажется гораздо более скромным. Он скорее выступал как талантливый систематизатор и завершитель стилистических исканий времени, чем первооткрыватель.
Бартоломмео дель Фатторе, более известный во Флоренции как Баччио делла Порта, учился у изысканного, склонного к эффектным декоративным решениям Пьеро ди Козимо. Еще в молодые годы он стал другом и ревностным последователем Савонаролы, выступавшего с проповедями равенства и суровой, аскетической жизни. Предания рассказывают, будто однажды молодой художник в экстазе публично сжег многие свои рисунки с обнаженной натуры. Ему, как приверженцу Савонаролы, они стали казаться безнравственными. После смерти Савонаролы молодой художник поступил в монастырь Сан Марко и принял имя Фра Бартоломмео, под которым и вошел в историю искусства. Первое время пребывания в монастыре Фра Бартоломмео, по-видимому, вообще почти не занимался живописью. Однако он делал регулярные портретные зарисовки пером, живые и непосредственные. Через несколько лет Фра Бартоломмео вновь стал активно работать как живописец. Он исполнял религиозные картины и фрески.
Фра Бартоломмео оказался чутким и восприимчивым художником. Он с интересом присматривался к световоздушной среде картин Леонардо да Винчи, к мощи построений Микеланджело и чистоте стиля Рафаэля. Его привлекала композиционная стройность работ Перуджино и красота цвета Беллини. Во время своих поездок в Венецию (1508) и в Рим (1514) Фра Бартоломмео мог получить достаточно широкое представление о современном искусстве. Чуткий мастер, он внес известные коррективы в свою собственную манеру. Порой влияния современников воспринимаются им даже как прямые цитаты. Но обычно он строго отбирает только то, что соответствует его пониманию искусства.
Часто и охотно Фра Бартоломмео работал с Мариотто Альбертинелли, художником, очень близким ему по духу, хотя и меньшего масштаба. Недаром Дж. Вазари говорил об Альбертинелли как о втором Бартоломмео. В частности, совместно с Альбертинелли он написал большую фреску «Страшный суд». Драматический в трактовке Микеланджело сюжет у Бартоломмео приобретает эпическое спокойствие и размеренность.
Для больших алтарных картин Фра Бартоломмео очень характерна предельная ясность и уравновешенность композиции. Чрезвычайно точно ритмически решены движения и жесты всех фигур. Он строго придерживался принципов симметрии, акцентировал центральную ось, вокруг которой группировались различные фигуры. На картинах Фра Бартоломмео можно изучать пирамидальное построение картин мастерами этого времени. Он был отличным знатоком техники живописи. Среди самых известных его произведений можно назвать «Мадонну со святой Анной» (1510—1513), «Воскресший Христос с четырьмя евангелистами» (1516), «Положение во гроб» (1516). Все они отличаются безукоризненным исполнением, носят возвышенный, отвлеченно-идеальный характер. Именно таковым мыслил суровый доминиканский монах «грешное» искусство. Оно должно было быть выше земной суеты, рисовать воображению зрителя иные миры.
В произведениях Фра Бартоломмео всегда царили порядок и спокойствие, ясность и чистота линий, хотя бы при этом мастер вел речь о страданиях и трагических переживаниях. В этом — и философская позиция Фра Бартоломмео, но, вероятно, и определенное следствие его художественного рационализма, трезвости и сухости. Историки искусства итальянского Возрождения всегда удивляются отсутствию в его работах обычной для флорентийцев пластичности. Но как бы, то, ни было произведения Фра Бартоломмео остаются одним из ярких свидетельств высочайшего уровня развития живописи в эпоху Высокого Ренессанса.


При цитировании гиперссылка обязательна.