И. М. Тоидзе (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


С 1931 года Ираклий Моисеевич Тоидзе живет в Москве. Но он не порывает связей с родной Грузией, и творчество его по праву рассматривается в русле грузинского советского изобразительного искусства.
Отец Ираклия Моисеевича, Мосе (Моисей) Иванович Тоидзе — один из самых известных грузинских художников-реалистов — многие годы своей жизни отдал педагогической деятельности. Мосе Тоидзе был и первым учителем сына, подготовив его к поступлению в Тбилисскую Академию художеств. Но еще задолго до получения диплома Ираклий Тоидзе стал активно участвовать в художественной жизни Грузии. С 19 лет работал он над плакатами и «Окнами сатиры». В 1927 году его работы были экспонированы на юбилейной выставке в Москве «Искусство народов СССР». К этому году относится его известное полотно «Лампочка Ильича». Одновременно Ираклий Тоидзе помогает своему отцу вести занятия в Народной художественной студии, в 1929 году выступает как один из организаторов Ассоциации художников революционного, искусства.
В 1930-е годы Ираклий Тоидзе важное внимание уделяет работе в области политического плаката. Не всегда она была удачной. Порой его плакаты носили станковый характер и им явно не хватало броскости, лаконичности. Но лучшие из них заняли заметное место в истории плаката предвоенного десятилетия. Таковы, например, плакаты «Ударники полей! За боевую подготовку к большевистской весне» (1934), «Вперед к мировому Октябрю!» (1935), «Слава нашей любимой, победоносной Красной Армии!» (1940). Тоидзе обычно предпочитал свободный штриховый рисунок, мягкий и живописный, психологическую характеристику героев. Этими чертами отмечены и его иллюстрации разных лет, в том числе иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (1937), к «Антологии грузинской поэзии» (1948).
В живописи Ираклий Тоидзе, как правило, обращается к сюжетам из современной жизни. В лучших его работах привлекает стремление к достоверной в социальном и психологическом отношении обрисовке характеров персонажей.
Напряженнейшим этапом в творческой жизни Ираклия Тоидзе стали годы Великой Отечественной войны. Он снова на своем посту политического художника. В это время им исполнено множество плакатов. Особенную известность получил плакат «Родина-мать зовет!» (1941) — страстный призыв, заставляющий вспомнить о лучших произведениях этого вида искусства времен гражданской войны. Знаменательно, что в его композиции Тоидзе сознательно шел от популярного плаката Д. Моора «А ты записался добровольцем?». До сих пор плакат Тоидзе воспринимается как одно из самых характерных и волнующих произведений советского изобразительного искусства периода Великой Отечественной войны.


При цитировании гиперссылка обязательна.