О. А. Кипренский (1782—1836)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Отечественная война 1812 года против французских интервентов вызвала в России подъем национального самосознания, стимулировавший развитие русской науки, литературы и искусства. В области изобразительного искусства это прежде всего сказалось в портретной живописи. На основе нового понимания ценности человеческой личности в русской живописи постепенно сложилась новая форма портрета, раскрывающего более многогранно, более индивидуализирован но, чем в портретном искусстве конца XVIII века, богатство духовного мира человека, естественность и непосредственность в выражении его чувств.
Зарождение этой новой формы русского портретного искусства можно наблюдать уже в произведениях В. Л. Боровиковского. Наиболее ярко она проявилась в творчестве одного из замечательных художников первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского.
Кипренский родился на мызе Нежинская близ Копорья, в семье Адама Швальбе, дворового помещика А. С. Дьяконова. Биографы его предполагают, что он был внебрачным сыном Дьяконова. Фамилию он получил, как тогда делалось в подобных случаях, выдуманную, не то по имени богини Киприды, не то по названию местечка Копорья. Дьяконов дал ему вольную и, когда мальчику исполнилось шесть лет, определил его в начальные классы Петербургской Академии художеств. Академию Кипренский окончил в 1803 году по классу исторической живописи, где его основным руководителем был Г. И. Угрюмов, выдающийся художник и педагог, пользовавшийся большим авторитетом и уважением. Сначала Кипренский работал преимущественно над историческими и мифологическими темами. В 1805 году им была написана картина «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получил Большую золотую медаль с правом пенсионерской поездки за границу. Однако политические события надолго воспрепятствовали этой поездке.
Как портретист Кипренский начал свой творческий путь с портрета А. Швальбе (1804), изображающего человека, хотя «черного» сословия, но исполненного чувства собственного достоинства.
К числу лучших портретов, созданных Кипренским в ранний период творчества, следует отнести «Автопортрет с кистями за ухом», портрет друга художника А. Р. Томилова (1808), портрет гусарского полковника Е. В. Давыдова (1809), раскрывающий образ пылкого патриота эпохи Отечественной войны и вошедший в качестве одного из шедевров в историю русской живописи. Почти одновременно с этим портретом художник написал полные поэзии, душевной теплоты, романтической приподнятости портреты Е. П. Ростопчиной (1809) и мальчика Челищева* (около 1809).
Кипренскому принадлежит заслуга создания в период Отечественной войны 1812 года особого типа небольшого карандашного портрета, непринужденно и верно запечатлевшего черты героических защитников Родины, людей, из среды которых со временем вышли дворянские революционеры-декабристы. К числу таких произведений относятся портреты генерала Е. И. Чаплица, братьев А. П. и М. П. Ланских, ополченцев А. Р. Томилова и П. А. Оленина, исполненные Кипренским в 1812—1813 годах. Ряд портретов свидетельствует о тесном общении Кипренского с наиболее выдающимися людьми его времени (портреты архитектора Кваренги, 1814; К. Н. Батюшкова, 1815; В. А. Жуковского, И. А. Крылова, 1816).
С глубокой симпатией к «черному» сословию воссоздавал Кипренский в своих портретных рисунках образы крестьянских детей, передавая их непосредственность, душевную чистоту.
Свои карандашные портреты Кипренский исполнял главным образом итальянским карандашом, подцвечивая их белилами, мелом, пастелью.
С 1809 года художник некоторое время жил в Москве, затем в Твери и лишь в начале 1812 год вернулся в Петербург.
Произведения Кипренского пользовались большим успехом. Академия присвоила ему звание академика, затем советника. Слава его еще более упрочилась за годы пребывания в Италии (1816—1823). Здесь ему (первому из русских художников) был заказан портрет для галереи Уффици — честь, которой удостаивались лишь самые знаменитые мастера европейской живописи. Будучи в Италии, он создал портреты А. М. Голицына (около 1819), Е. С. Авдулиной (около 1822), Щербатовой (рисунок, 1819), а также ряд картин, изображающих итальянские типы («Молодой садовник», 1817, и др.).
Некоторое время Кипренский пробыл в Париже. Возвращаясь на родину, в Мариенбаде он встретился с великим Гете и сделал с него два карандашных портрета.
На выставках Академии художеств, организованных в 1824 и 1827 годах, Кипренский представил портреты Д. Н. Шереметева (1824), Н. П. Трубецкого (1826), А. Ф. Шишмарева (1827) и др. Но самым значительным произведением этой поры был написанный Кипренским летом 1827 года портрет А. С. Пушкина. В этом портрете художнику удалось передать своеобразие интеллектуального и эмоциального склада великого поэта, его огромную духовную собранность, особенную вдохновенность. Сам Пушкин высоко оценил этот портрет и посвятил Кипренскому стихотворение («...себя, как в зеркале, я вижу...»).
Вслед за портретом Пушкина художник написал «Автопортрет в халате» (1828) и портрет А. Р. Томилова (1828).
Если Пушкин, Батюшков, Жуковский, Дельвиг и другие передовые люди России высоко ценили творчество Кипренского, то в официальных кругах, особенно после разгрома декабристов, к художнику относились весьма недоброжелательно.
В 1828 году Кипренский уехал в Италию, где и оставался до конца жизни. Из всех работ, созданных им в последний период, самой значительной была картина «Читатели газеты» (1831). Как принято считать, на ней изображена группа польских эмигрантов в Неаполе, читающих во французской газете сообщения о взятии Варшавы. Некоторые персонажи этой картины очень выразительны, однако им не хватает той глубины, которая характерна для прежних портретов Кипренского.
Кончина Кипренского в далекой Италии вызвала у передовых людей России глубокую печаль.
В историю изобразительного искусства Кипренский вошел как замечательный русский мастер, живописец и первоклассный рисовальщик, раскрывавший в своих портретах образы современников 1812 года, молодых декабристов, А. С Пушкина и его друзей, крепостных крестьян.
Портретная галерея, созданная Кипренским, — национальная гордость русского искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.