И. Н. Павлов (1872—1951)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Имя Ивана Николаевича Павлова пользуется авторитетом не только в среде художников, его гравюры на дереве, посвященные архитектурному пейзажу старой Москвы, имеют широкую известность. Павлов своим творчеством во многом способствовал развитию и совершенствованию этого вида графики. На примере творчества художника мы видим, как бережно молодое советское искусство переняло лучшие традиции искусства предреволюционной поры. Ясное и простое графическое наследие Павлова постоянно привлекает внимание самых широких кругов советских зрителей.
Судьба Павлова очень интересна. Его автобиографическая книга «Записки старого гравера» местами читается как занимательный приключенческий роман. Родился художник в деревне Поповка на Тульщине, но с раннего возраста жил в Москве. В 11 лет он окончил начальное городское училище и его определили в граверную мастерскую Рихау. Из русской литературы мы хорошо представляем себе это ученье.
Через два с половиной года мальчик, не выдержав невыносимых условий жизни ученика, сбежал от Рихау. Он поступил в мастерскую Ф. П. Денисовского и через два года начал свою самостоятельную работу. Павлов хорошо разбирался в тонкостях избранного им ремесла, но, переехав в Петербург, решил совершенствоваться в избранной профессии и стал посещать граверный класс В. Матэ в училище Штиглица, готовившем мастеров декоративного искусства. Матэ сразу же угадал в Павлове художника. Павловские ксилографии получают первые премии на конкурсах на лучшую гравюру на дереве, его ценят как знающего и опытного специалиста. Но о широком признании не могло быть пока и речи, потому что популярной гравюра стала позже. Ее в то время воспринимали как нечто вспомогательное и явно второстепенное. Павлов гравировал композиции по популярным картинам для иллюстрированного журнала «Нива» и других петербургских и московских изданий.
В 1903 году художник снова в Москве, городе своего детства, атмосфера которого ему была так близка. К этому же времени относится важное событие, которое сильно взволновало Павлова и всех тех, кто зарабатывал на жизнь репродукционной гравюрой. Практически все иллюстрированные журналы перешли на цинкографию и, соответственно, надобность в репродукционной гравюре отпала. Многие граверы восприняли это новшество драматически, однако для Павлова, в частности, оно означало лишь дополнительный стимул к исканиям художественного порядка, к углубленной разработке проблем оригинальной гравюры.
Мастер начинает делать гравюры на линолеуме (с 1909 года), а в 1915 году изобретает акватипию — особый способ печатания акварельными красками. Павлова приглашают преподавать гравюру на дереве в Строгановское училище и привлекают к работе крупнейшие московские издательства Сытина и Ступина. В годы, непосредственно предшествовавшие первой мировой войне, оформляются и вкусы Павлова как самостоятельного профессионального художника. Он выступает на выставках с серией графических пейзажей, посвященных старой Москве и провинциальным городам средней России. Это архитектурные пейзажи, скромные, неброские уголки города.
В первые послереволюционные годы начинается самый интересный этап творчества Павлова. Именно в это время им создаются лучшие листы: гравюры на дереве и линогравюры, посвященные старой Москве. Своей простотой и ясностью графика Павлова заметно отличается от изысканно-строгой и изощренной графики мастеров круга «Мира искусства». Он явно менее артистичен и остер, но часто выигрывает в искренности. Павлов широко разрабатывал не только практические вопросы черно-белой графики, но и проблемы цветной линогравюры. Можно говорить даже о целой школе И. Павлова и В. Фалилеева в нашей цветной линогравюре, традиции которой живы и сегодня. В эти годы художник самое пристальное внимание уделяет и станковым рисункам. Хотя они и не относятся к высшим достижениям творчества Павлова, но, безусловно, такая работа способствовала повышению общей пластической культуры его творчества.
Велика роль Павлова и как педагога. В 1917 году он — профессор Свободных художественных мастерских (по графической мастерской) и одновременно руководит работами по гравюре в Государственных художественных мастерских печатного дела. В 1930 году за заслуги перед отечественной культурой Ивану Николаевичу Павлову, одному из первых, было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
Искусство Павлова очень цельно. Его поэтический рассказ об архитектуре старой Москвы со временем вырос в своеобразное эпическое повествование («Кремль вечером. Заседание»). Мастер зорко подмечал и новое в облике города. В его работах 1930-х годов мы часто видим сопоставление Москвы старой, полной обаяния, но уходящей в прошлое, и новостроек, тянущихся к небу. В годы войны Павлов создал ряд листов, запечатлевших поврежденные гитлеровскими разбойниками архитектурные памятники. К этому времени относится и одна из самых поэтичных его гравюр — «Дворик на Якиманке» (1944). На ней изображен скромный дом в Замоскворечье, в котором несколько десятилетий жил сам художник, вошедший в историю русской графики как один из самых больших ее энтузиастов и как вдохновенный поэт старой Москвы.


При цитировании гиперссылка обязательна.