В. Пурвит (1872-1945)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В биографиях многих современных латвийских живописцев старшего поколения мы читаем: учился у В. Пурвита. Педагогическая деятельность Пурвита во многом способствовала формированию самостоятельной школы живописи в Латвии.
Вильгельм-Карл Егорович (Карлис Юргисович) Пурвит родился на хуторе Яужи Заубенской волости. В 18 лет он поступил в Петербургскую Академию художеств. Его профессором был А. И. Куинджи. Пурвит оказался одним из самых талантливых учеников известного мастера. Уже в самых ранних работах ощущается подлинно живописная природа дарования молодого художника. В 1897 году он успешно окончил Академию, получив звание художника за картину «При последних лучах». В мае 1898 года вместе с другими учениками Куинджи, в числе которых были замечательные в будущем мастера пейзажа А. Рылов, К. Богаевский, и с двумя латвийскими живописцами Я. Вальтером и Я. Розенталем Пурвит отправляется в путешествие по Европе. Особенно большое впечатление на художника произвело знакомство с живописью французских и немецких импрессионистов.
Но уроки импрессионизма он воспринял творчески. «Последний снег» (1897—1898) в Государственном Русском музее в Ленинграде и «Начало весны» (1900) знакомят нас с художником, своеобразно трактующим жизнь природы. Эти работы во многом следуют общей направленности русского пейзажа тех лет, пейзажа интимного, скромного. Сюжеты произведений Пурвита близки левитановским, но в них нет элегичности, цвет более звучен и декоративен.
Работы латвийского художника широко экспонировались на петербургских выставках, их покупали коллекционеры, репродуцировали в прессе. Пурвит часто приезжал в Петербург, где у него было много друзей среди русских художников.
До 1906 года Пурвит работал в Риге, потом на три года переехал в Ревель (ныне Таллин). В 1909 году его приглашают вернуться в Ригу. Пурвит становится директором Рижской городской художественной школы и сам преподает в ней. Его авторитет как педагога был очень велик, особенно после того, как Петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика живописи. Пурвит в этот период считался одним из лучших в стране пейзажистов. Композиция «В саду Виестура» (1914) свидетельствует о зрелом мастерстве художника, о его незаурядном колористическом даре и большом чувстве поэзии.
Первая мировая врйна прервала работу Рижской художественной школы. В 1916 году большинство ее учеников были временно эвакуированы в Пензу.
Когда с приходом Советской власти в Латвии в 1919 году создается первая в истории латвийского народа Академия художеств, то Пурвиту предлагают стать ее ректором. Ректором Академии он оставался и в последующие годы, вплоть до 1934. Преподавал Пурвит в Академии и позже. Он неизменно руководил ее пейзажной мастерской.
Лучшие пейзажи художника 1920-х—1940-х годов убедительно говорили о новых чертах в творчестве мастера. Сложнее и тоньше стала цветовая разработка пейзажа, при еще большей интенсивности и звучности цвета. В работах Пурвита этих лет чувствуются одухотворенность и поэтичность, импульсивный темперамент. Расширился и обновился не только круг приемов, но и эмоциональная сфера его творчества.
Как педагог Пурвит прививал своим ученикам умение поэтически увидеть пейзаж, предостерегал против предвзятого схематического подхода к явлениям природы. Его школу отличает высокая культура цвета, эмоциональность восприятия мира. Рациональность не была чужда Пурвиту, но на первое место он всегда ставил живое непосредственное впечатление от натуры. Его простые, наполненные глубоким чувством пейзажи раскрывали красоту и величие латвийской природы.
В конце войны старый мастер был увезен в Германию. Он умер в марте 1945 года в небольшом немецком городе Нейхейме.


При цитировании гиперссылка обязательна.