В. Мануэль (Род. 1897 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В первые десятилетия нашего века в кубинском изобразительном искусстве господствовала мода на внешне эффектное, но по существу безличное академическое творчество. И только в 1920-е годы художники начали решительно освобождаться от академизма. Одним из лидеров движения за новый путь кубинского искусства стал Виктор Мануэль Гарсиа. Его по праву считают одним из основоположников современной кубинской живописи.
Биография Мануэля достаточно типична для мастеров кубинского искусства его поколения. Он учился в Академии Сан-Александро в Гаване, но настоящая школа была впереди — путешествия в европейские страны, знакомство с классической и современной живописью.
Виктор Мануэль дважды на протяжении 1920-х годов побывал в Париже, ездил в Бельгию и бродил по дорогам Испании. Его поразила монументальность и пластическая цельность построений кубистов. Но еще больше его, уроженца тропиков, увлек художественный мир Гогена. Таитянские картины большого мастера были для него откровением и во многом укрепили его в решении искать национальные своеобразные черты кубинской живописи, показывать красоту и необычность жизни родного народа. Знание европейских образцов, влияние цветовой системы гогеновской живописи вначале чувствуется в некоторых его произведениях, но не оно определяет их звучание.
Виктор Мануэль пишет интенсивные, звонкие по цвету, пейзажи («Горный пейзаж», 1924). В их цветовом строе он хочет выразить своеобразие кубинской природы. Остротой композиционного решения отличаются многие из его портретов, например, «Портрет молодой девушки», написанный в начале 1960-х годов. Нередко Виктора Мануэля привлекают необычные этнографические явления и типажи («Цыганка из тропиков», 1929). Он форсирует яркость красок, большую роль в его композициях играет пейзаж. Временами он пишет предельно обобщенно, стремясь к декоративной цельности.
Правда, порой Виктор Мануэль впадал во внешний экзотизм, привлекавший туристов. Бросается в глаза и некоторая тематическая и социальная узость его творчества, приверженность к одним и тем же мотивам. Однако, как бы то ни было, темпераментное творчество Виктора Мануэля нашло дорогу к зрителю и сегодня занимает видное место в кубинском искусстве.


При цитировании гиперссылка обязательна.