В. К. Бялыницкий-Бируля (1872—1957)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Творческая деятельность Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля охватывает более чем шестидесятилетний период. Как чуткий мастер он всегда живо откликался на новые веяния в жизни. В своем творчестве художник плодотворно развивал лучшие традиции русского искусства.
Бялыиицкий-Бируля родился в Белоруссии, свое художественное образование начал в рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве. С 1889 по 1897 год он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у художников-передвижников С. А. Коровина и И. М. Прянишникова. Но настоящим учителем Бялыницкого-Бируля следует все-таки считать И. И. Левитана. Годы учения молодого живописца совпали, по времени с расцветом творчества Левитана. Пейзажи замечательного мастера, которые в те годы широко экспонировались на московских выставках, произвели на него неизгладимое впечатление. Бялыницкому-Бируля удалось быстро найти свою собственную дорогу в общем русле развития левитановской традиции скромного, интимного пейзажа.
Не случайно, что уже одну из первых самостоятельных работ художника — пейзаж «В окрестностях Пятигорска» (1897), покупает для своей галереи П. М. Третьяков. И даже такой строгий и взыскательный критик, как И. Е. Репин, писал несколько лет спустя Бялыницкому-Бируля: «Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы». В этих словах большого художника дана довольно точная характеристика произведений живописца.
Бялыницкому-Бируля было свойственно на редкость тонкое восприятие жизни природы. В своих пейзажах художник вслед за Левитаном стремился передать ее поэзию, лиризм. Природа у Бялыницкого-Бируля дана обычно в ожидании перемен, взволнованная и одухотворенная. Он писал раннюю весну, когда едва сошел снег («Весенний день», 1902), позднюю осень.
Работы Бялыницкого-Бируля демонстрировались, как правило, на выставках передвижников, а также на выставках Общества имени А. И. Куинджи.
В послереволюционный период Бялыницкий-Бируля создает свои наиболее известные пейзажи, украшающие собрания многих наших музеев: «Лед прошел», (1930), «В час тишины» (1940), «Задумчивые дни осени» (1942—1943), «Зацвела калужница» (1940) и др. Он по-прежнему верен своим любимым мотивам, но в работах художника стала исчезать характерная для раннего периода его творчества элегичность. Наряду с этим заметно расширился тематический диапазон его творчества. Художник создает ряд индустриальных пейзажей, стремясь откликнуться на социальный заказ времени. Особо следует отметить его пейзажи, посвященные индустриальному строительству на Севере («Нивагэс», 1936—1937). Заслуженную известность получили и его серии пейзажей, поэтически запечатлевшие места, связанные с жизнью В. И. Ленина в Ульяновске и в Горках под Москвой (1924—1927 и 1945), серии «Ясная Поляна» (1928) и «Село Михайловское" (1936—1937).
Бялыницкий-Бируля принадлежит к числу самых известных советских художников. Он был удостоен званий народного художника Российской Федерации и народного художника Белоруссии.


При цитировании гиперссылка обязательна.