И. Милев (1897—1927)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


После первой мировой войны многие болгарские художники обратились к сюжетам из прошлого и искали вдохновения в легендах и преданиях. В их числе был Иван Милев.
Этот сын овчара еще мальчиком изумлял всех своими рисунками, а в шестнадцать лет уже экспонировал свои произведения на выставке в городе Габрове.
После окончания гимназий и двух лет службы в армии Милев стал учителем в начальной школе села Горски Хасковской околии. Все свободное время он отдавал рисованию. Поэтому, когда в 1920 году осуществилась, наконец, его мечта о поступлении в Художественную академию, он прибыл в Софию с целым сундуком акварелей, сделанных в различных селах Родопского края. Работы эти, еще во многом наивные, были отмечены, вместе с тем, своеобразием и оригинальностью. В них ярко выразились национальные чувства художника, любовь к родной природе, знание крестьянского быта.
Одаренный богатым воображением и хорошей памятью, он не любил работать с натуры. Его больше привлекал мир сказок с их стихийно-поэтическим отношением к природе. Милев перешел на отделение декоративного искусства Академии художеств. Черпая темы своих произведений в национальных обрядах, старинных легендах и песнях, он использовал в живописи традиции народного творчества — насыщенный и звучный колорит, плоскостность стилизованных форм.
Искусство Милева этого периода не лишено было декадентских веяний и мистических настроений, но главным для художника оставалось стремление к изображению народной жизни, народных типов, чувств и переживаний, волнующих болгарских крестьян («Задушница» — национальный обряд поминания, 1923; «Обручение», 1923; «Святой Илия», 1923; «Овчар», 1924; «Больной ребенок», 1924; триптих «Мыглишский монастырь», 1924).
Большой интерес широкой общественности вызвало полотно Милева «Крали Марко» (1925). Эта картина изображала богатыря, стремительно летящего на сказочном коне. В сложной орнаментальной росписи покрывала коня и одежды всадника, в условно переданном романтическом пейзаже присутствовали, казалось, все краски живописной палитры.
Сохраняя на протяжении своего творчества оригинальную плоскостно-декоративную манеру, наибольшей выразительности Милев добивается в работах последнего периода. Он поднимается до социальных обобщений, с болью и состраданием рассказывая о тяжелой жизни болгарских крестьян («Сельская мадонна», 1925; «Беженцы» 1926). Вершиной его творчества следует считать картину «Сентябрь 1923 года» (1926). Тему своей картины художник находит в героических днях антифашистского народного восстания, жестоко подавленного болгарской монархией. Милев преломляет это событие через судьбы отдельных героев. Глубокая скорбь и решительная готовность к борьбе ясно читаются в обобщенно и монументально трактованных образах.
За свою короткую жизнь Милев не ограничивался только деятельностью художника-станковиста. В 1926—1927 годах он работал в качестве художника-декоратора в софийском Народном театре. Им были созданы эскизы декораций и костюмов к пьесе-сказке К. Гоцци «Турандот». Успешно выступал Милев и как иллюстратор книг.


При цитировании гиперссылка обязательна.