Я. Цибис (Род. 1897 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


История польской живописи нашего века неразрывно связана с именем Яна Цибиса. В польской художественной критике и искусствоведении принято оперировать термином «польский колоризм». Во многом своим рождением он обязан именно Цибису, который утверждал своим творчеством новые возможности реалистического искусства.
Родился Цибис в небольшом провинциальном тихом городе Врублине. В 22 года он становится студентом Академии изящных искусств во Вроцлаве, а в 1921 году перебирается в Краков, бывший тогда главным польским художественным центром. Здесь Цибис занимается у живописцев различных направлений Юзефа Мехоффера и Юзефа Панкевича. Мехоффер вышел из круга художников «Молодая Польша», стремившихся создать своеобразный, национальный по духу, монументальный стиль. Панкевич был одним из рьяных и талантливейших сторонников новых живописных систем, ориентирующихся на достижения французского импрессионизма и постимпрессионизма. В раннем творчестве Яна Цибиса подспудно ощущается борьба этих разноречивых тенденций.
В 1924 году Цибис выступает как один из организаторов объединения художников, названного «Комитет Парижский». Молодой художник продолжил в это время свое образование в парижском филиале Краковской Академии художеств, которым руководил Ю. Панкевич. В Париже молодой мастер прожил 10 лет. Он выставлялся, и не без успеха, в местных галереях, изучал искусство старых и близких ему по духу новых мастеров. Но в этой насыщенной многообразными художественными впечатлениями среде он не потерялся как самостоятельный художник. Цибис не менял свою манеру в зависимости от того, что имело успех в то время, и остался чужд всякого рода антиреалистическим тенденциям, утверждавшим себя в те годы на парижской арене, с одной стороны, и слащавой эффектности легко продаваемой салонной живописи, с другой.
В 1934 году Ян Цибис снова на родине. Его полотна на польских выставках этих десятилетий занимают поистине выдающееся место. Он поднимает искусство реалистической живописи на новую высоту. Тонкий художник-колорист, виртуозно владевший цветом, Цибис стремился к выражению своего непосредственного чувства натуры. Это было для него главным, как бы он ни увлекался живописными задачами. Выявилась и наиболее сильная сторона его творчества — пейзаж. Пейзажи Цибиса, при том, что рука мастера узнается сразу и безошибочно, очень разнообразны по живописным приемам («Гданьск»). Художник варьирует свои любимые мотивы, но никогда не повторяется.
Цибис часто писал и натюрморты. Он показывал в них живописную красоту мира, утверждал ясный и поэтичный взгляд на вещи.
Интимная, доверительная интонация привлекает и в портретах Цибиса. Это мастер, которому органически чужды всякое бравирование внешними эффектами, расчет на мгновенное действие, чисто декоративную броскость.
Не безуспешно пробовал свои силы Цибис и в монументальной живописи, хотя эта область искусства не была его стихией — характер дарования художника был более камерным.
Живопись Яна Цибиса получила широкое признание и за пределами Польши. Он отмечен многими международными премиями и не раз представлял польскую художественную культуру на крупнейших выставках.
В 1946 году его пригласили профессором живописи на отделение живописи Академии изящных искусств в Варшаве. Он — учитель многих талантливых современных мастеров. Правительство Народной Польши высоко ценит вклад мастера в искусство республики. Он является лауреатом Государственной премии. Искусство его не только не утеряло своей привлекательности, но и приобрело новые качества по сравнению с прежними работами. Начиная с 1950-х годов его манера письма становится более свободной, часто фактура его полотен напоминает своего рода живописный рельеф. Художник стремится к передаче сложных и тонких чувств. Мало кто из современных польских живописцев может сравниться по своему мастерству с Яном Цибисом.


При цитировании гиперссылка обязательна.      оборудуем стрельбище или стрелковый тир в Москве