И. Я. Билибин (1876—1942)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Иван Яковлевич Билибин известен главным образом как иллюстратор русских народных сказок и былин, сказок А. С. Пушкина, a так же как театральный декоратор и пейзажист.
Родился Билибин около Сестрорецка в семье военно-морского врача. Мать его была одаренной пианисткой, и, возможно, именно это повлияло на рано развившиеся художественные склонности мальчика. Родители не хотели, чтобы их сын стал художником-профессионалом. После окончания гимназии Билибин поступил на юридическое отделение Петербургского университета, но одновременно стал заниматься в школе Общества поощрения художеств (1895—1898), а затем у профессора А. Ашбе в Мюнхене и в частной студии, которой руководил И. Е. Репин. В конце концов, любовь к искусству пересилила, и, отказавшись от юридической карьеры, Билибин стал вольнослушателем Академии художеств.
Уже первые произведения Билибина, появившиеся на выставке «Мира искусства» 1900 года, показали общую направленность творческих исканий молодого художника. Он выступил как мастер книжной иллюстрации, увлекающийся стилизацией под народный лубок и древнерусскую миниатюру. Художник проиллюстрировал и оформил русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная». Все, вплоть до рисунка шрифта, виньеток и орнаментов, носило следы его своеобразного творческого почерка, и книги воспринимались как целостное художественное произведение. Их иллюстрации привлекали красочностью, задушевностью, поэтичностью образов.
В 1902—1904 годах в поездках по Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниям художник внимательно изучал природу Северной Руси, деревянное зодчество, народное прикладное искусство.
В 1904—1905 годах Билибин, впервые обратившись к сказкам А. С. Пушкина, выполняет одну из лучших своих работ — иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». За ней последовала «Сказка о золотом петушке» (1906), в которой, следуя Пушкину, художник трактовал образ царя Додона в сатирическом плане. Народные орнаменты, старинная резьба по дереву, миниатюры из древних книг — все это было хорошо известно Билибину и служило подспорьем в работе, а иногда и вдохновляющим источником новых произведений.
В период революции 1905 года Билибин выступал в сатирических журналах с рисунками, направленными против самодержавия.
Работу в театре художник начал в 1907 году, оформив спектакль «Действо о Теофиле» Рютбефа (Старинный театр, Петербург). В совершенстве зная древнерусское искусство, Билибин создал эскизы декораций и костюмов к спектаклям: «Борис Годунов» (1909, антреприза С. П. Дягилева, Париж), «Золотой петушок» (1909, Оперный театр С. И. Зимина, Москва), «Руслан и Людмила», «Садко» (1913, 1914, Народный дом, Петербург) и др. Оформление спектаклей, выполненное Билибиным в стилизованной, графически четкой, декоративно-плоскостной манере, отличалось высокой культурой мастерства, стремлением к целостности цветовой гаммы, объединяющей декорации и костюмы персонажей.
После 1918 года Билибин жил за границей. Но и в эмиграции главной его темой оставалась русская сказка (иллюстрации к былине «Вольга», 1927—1928; к сказкам «Соль», 1931, «Морозко», 1932 «Белая уточка», 1932, и др.). Участвовал Билибин в качестве художника и в зарубежных постановках русских опер. В этот период им было также написано много пейзажей Франции и Египта.
В 1936 году Билибин вернулся на родину, сразу, с увлечением начал работать как театральный художник, иллюстратор и пейзажист. Он оформил оперу «Сказка о царе Салтане» в Ленинградском государственном театре имени Кирова; создал замечательные иллюстрации к лермонтовской «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», к «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина, к роману А. Толстого «Петр I»; в его акварелях ожили Кавказ и Крым. В 1939 году Билибин начал иллюстрировать сборник былин «Героическое прошлое русского народа». Когда началась Великая Отечественная война, Билибин не покинул Ленинград. Талантливый художник погиб в тяжелые дни блокады.


При цитировании гиперссылка обязательна.