В. Димитров-Майстора (1882—1960)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


«Мы должны прежде всего придать нашему искусству национальное лицо, заставить других различать и уважать его, заложить крепкие основы, на которых будущие поколения создадут новое искусство», — писал в 1919 году в одной из своих статей замечательный болгарский художник Владимир Димитров-Майстора. Осуществлению этой программы он и посвятил всю свою жизнь. Его творчество во многом способствовало утверждению самостоятельности современной болгарской живописи, ее широкому признанию в других странах. Сегодня молодые болгарские художники часто обращаются к наследию мастера в поисках новых путей в искусстве.
Детство, проведенное в Кюстендилском округе (Димитров-Майстора родился в деревне Фролош), наложило отпечаток на все его творчество. Впечатления от природы края, яркого и необычного быта его людей в будущем органично вошЛи в произведения художника. Когда Димитрову-Майсторе был 21 год, он поступил в Государственное рисовальное училище в Софии. Здесь он проучился 7 лет под руководством П. Клисурова и Ивана Мырквички, чеха по происхождению, который был одним из создателей и директором училища. После окончания училища Димитров-Майстора еще 7 лет проработал учителем. Картины и портреты, которые он написал в эти годы, находятся в русле традиционного реализма. В них последовательно художник воссоздавал характер своих героев, строил композицию, исходя прежде всего из задачи внутреннего развития сюжета. Но постепенно зрело недовольство похожестью собственных работ на произведения заграничных мастеров, а ведь жизнь Болгарии была очень непохожа на жизнь в развитых европейских странах.
Димитров-Майстора решает, что он должен искать новые пути в искусстве, чтобы выразить чувства своего народа.
Но он не замыкался в кругу собственных исканий. Не раз художник отправлялся в другие страны, чтобы лучше узнать старое искусство и сверить свои работы с тем, что делают крупнейшие художники современности. Но модные течения в искусстве не затронули творчества Димитрова-Майсторы, он остался верен своим принципам.
Димитров-Майстора в своем творчестве подчеркивал нравственную силу и чистоту народа, своеобразие его быта и обычаев. Его восприятие мира мажорное, радостное. Он — мастер декоративной праздничной композиции. Цвет у него всегда ярок, интенсивен, звучен, форма дается суммарно. Димитров-Майстора создал обобщенный идеальный тип человека из народа. В его произведениях человек находится в полном единстве с миром природы. Многие его работы воспринимаются как современные аллегории. Они не только этнографически необычны, но и несут в себе глубокий смысл, выражают ясное оптимистическое отношение народа к жизни. Таковы, скажем, его центральные работы 1930-х годов — «Невеста» (1935), «Сестры» (1936), «Девушка из села Шишковцы» (1937).
В основе работы Димитрова-Майсторы лежит высокая пластическая культура. Начинал он всегда с серии рисунков, предварительных эскизов. От точной передачи виденного постепенно переходил к обобщениям в цвете и рисунке, добиваясь выразительности целого. Димитров-Майстора восхищался народным творчеством, его ясностью и яркой цветностью, условной простотой средневековой иконы, ее глубокой содержательностью. Все это отразилось и в стилистике его картин. С большим уважением болгарский живописец в молодости отзывался о творчестве русского художника Н. Рериха. Оно привлекало его монументальностью формы, размахом, философским подходом к миру. И все-таки главным источником вдохновения для него оставалась жизнь болгарского крестьянина, трудная, но вместе с тем яркая, своеобразная. С большим подъемом Димитров-Майстора работал после победы болгарского народа над фашизмом.
К этому времени относятся одни из лучших его полотен — «Жница» (1945), «Мать» (1945) и «Болгарская девушка» (1952), ставшая как бы символом новой жизни болгарского народа. Художник писал радостных людей, цветущие сады, наливающиеся соком груши и яблоки, пестрые цветы, писал темпераментно, свободной широкой кистью. Это был торжественный гимн во славу жизни своего народа.
Не всегда творчество Димитрова-Майсторы оценивалось в болгарской критике должным образом. Одно время его упрекали в самодовлеющем декоративизме его композиций, не понимая своеобразия художественного строя работ мастера. Но время давно показало узость такого рода критики. Картины Димитрова-Майсторы заняли свое место в крупнейших болгарских музеях. Он является одним из самых популярных художников в стране.


При цитировании гиперссылка обязательна.