А. М. Бразер (1892—1942)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Абрам Маркович Бразер был талантливым живописцем и графиком. Но гораздо большую известность завоевал он как скульптор. Он выступил как один из родоначальников белорусской советской скульптуры.
Родился Бразер в Кишиневе. Там же начал учиться в художественном училище. Затем, как и многие из его соучеников, он перебрался в Одессу, где была одна из лучших провинциальных художественных школ. Три года, с 1912 по 1915, Бразер прожил в Париже. Во Франции молодой художник посещал Академию художеств и, как и другие студенты из России, жадно стремился понять искания современных художников, не соглашаясь с незнающим границ радикализмом некоторых из них. По возвращении на родину Бразер дебютирует на выставке петроградского «Мира искусства». Все свои силы отдает он графике и живописи.
В 1919—1923 годах художник жил в Витебске. Это едва ли не самый интересный период в его жизни, время вступления в пору творческой зрелости. В Витебске работали в эти годы мастера самых разных воззрений на задачи искусства. Но Бразер не стал слепым последователем ни одного из них. В своей живописи он рассказывал о жизни маленьких местечек витебщины. Но главным для него уже становится скульптура. Ленинский план монументальной пропаганды указывал на огромную общественную значимость этого вида искусства. В революционном Витебске работы Бразера заняли видное место. Он исполнил выразительный бюст Карла Маркса для Витебского Дома Союзов (1920). В сквере у старой ратуши, в центре города, был установлен созданный Бразером памятник выдающемуся педагогу Песталлоци (1919). Это памятник-портрет, решенный эффектно и лаконично.
В 1920-е и в 1930-е годы Бразер жил и работал в Минске. Оказалось, что наиболее интересен для него жанр портрета. Он исполнял портреты государственных деятелей и героев революции. Им создана целая галерея портретов представителей интеллигенции. В них привлекает серьезное, сосредоточенное раздумье о жизни. Таковы, например, исполненные им портреты выдающегося актера и режиссера С. Михоэлса (1926 и 1935) и портрет народного учителя Голубя (1940), выдержанные в строгой сдержанной манере. Простотой и ясностью отличалась и статуя С. М. Кирова (1937—1940).
Продолжал Бразер и свои занятия живописью и графикой. На третьей Всебелорусской выставке он показал большое полотно, посвященное событиям гражданской войны, «Дукорский расстрел» (1925). На многочисленных выставках демонстрировались его рисунки о своеобразном быте витебщины и графические портреты. В годы Великой Отечественной войны фашистские оккупанты расстреляли скульптора.


При цитировании гиперссылка обязательна.