Г. Гольбейн (ок. 1497—1543)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


На грани XV и XVI веков настоятельная потребность преобразования сделала Германию ареной первой в Европе революции против феодализма. Борьба с феодализмом и, прежде всего, с его главным оплотом — католической церковью привела к Реформации и Крестьянской войне 1525 года. Именно в эту пору мощных классовых битв в Германии возникло искусство, проникнутое духом гуманизма, полное пытливого интереса к действительности, чуткое к ее противоречиям. Своего высшего подъема это искусство достигло в суровоправдивой, страстной и мужественной живописи и графике А. Дюрера. Другим его крупнейшим представителем стал Ганс Гольбейн Младший.
Произведения Гольбейна были далеки от позднеготической патетики, лишены той напряженности, которая присуща образам Дюрера. Они отличались точностью, спокойствием, уравновешенностью, строгой сдержанностью колорита. На религиозные темы Гольбейн писал сравнительно редко. Главное место в его творчестве занимали портреты, в которых художник с глубокой наблюдательностью неприкрашенно передавал облик волевых, уверенных в себе людей, положивших начало господству буржуазных отношений.
Гольбейн родился в Аугсбурге, крупнейшем торговом и банкирском городе южной Германии, который издавна был связан с Италией и испытывал воздействие ее культуры. Учился живописи Гольбейн у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Семнадцати лет он вместе с братом — тоже художником, перебрался из Германии в швейцарский город-республику Базель. Здесь жили Эразм Роттердамский и другие знаменитые гуманисты, процветала культура книгопечатания, был университет.
Вскоре по приезде в Базель Гольбейн, по заказу издателя Фробена, выполнил иллюстрации на полях авторского экземпляра только что вышедшей книги Эразма Роттердамского «Похвальное слово глупости». Иллюстрации Гольбейна имели большой успех. Выполненные в духе сатиры Эразма, они и теперь сопровождают многие издания этого бессмертного произведения, обличающего пороки феодального обществ и католического духовенства.
К 1516 году относятся первые успехи Гольбейна в области живописи. Его кисти принадлежат парные портреты бургомистра города Якоба Майера и его жены. В 1518—1519 годах молодой художник совершает путешествие в Италию, а по возвращении в Базель вступает в гильдию живописцев.
Тесно сойдясь с кружком базельских гуманистов, Гольбейн в 1519 году пишет портрет гуманиста Бонифация Амербаха, а вслед за ним несколько превосходных портретов Эразма Роттердамского. Это были произведения, исполненные высокого совершенства, поразительной глубины проникновения в характер и верности передачи внешнего облика.
В дальнейшем даже религиозная тематика претворяется Гольбейном в образы, неприкрашенно правдивые. Таков его «Мертвый Христос» (1521), побудивший Достоевского вложить в уста князя Мышкина фразу: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»
Большим графическим циклом, выполненным Гольбейном в середине 20-х годов, были «Образы смерти» — миниатюрные гравюры на дереве. Гравюры были вырезаны по рисункам Гольбейна первоклассным резчиком Гансом Лютцельбургером. Сюжеты этих гравюр, рассказывающие о равенстве всех перед смертью, отличались социальной заостренностью.
В 1526 году Гольбейн, снабженный рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам, отправился в Лондон. Здесь он был радушно встречен в семье Томаса Мора. Художник пишет портрет этой гостеприимной семьи, парный портрет Томаса Годселва и его сына Джона, а также портрет немецкого математика и астронома Николаса Кратцера.
Пробыв три года в Англии, Гольбейн вернулся в Базель, где закончил начатые ранее росписи ратуши и написал несколько портретов. В 1532 году он снова приехал в Англию, на этот раз навсегда.
В ту пору общественная обстановка в Британском королевстве резко изменилась. Гуманист Томас Мор, занимавший с 1529 года пост канцлера — высший государственный пост в Англии, попал в опалу. Некоторое время спустя его казнили. У Гольбейна главными заказчиками теперь стали немецкие купцы, живущие в Лондоне. Он украсил росписями их лондонскую резиденцию «Стальной двор», сделал много портретов.
Произведения Гольбейна имели исключительный успех, и с 1536 года он стал придворным художником английского короля Георга VIII. Его произведения стали в известной мере отвечать вкусам знати. В них сказалось некоторое отступление от традиций Ренессанса в сторону маньеризма, который распространился в те годы в европейском искусстве. Однако портреты кисти Гольбейна отличались безукоризненной характерностью модели. Среди его лучших картин последних лет можно назвать портреты Генриха VIII, жен короля — Анны Клевской и Джейн Сеймур.
Живя в Англии, Гольбейн расписывал также королевские резиденции. Кстати сказать, Гольбейн и ранее, еще в Базеле, успешно занимался декоративной живописью (фасад Дома танцев, 1520-е годы, росписи на Ратуше, 1529). Вызывают восхищение мягкостью и лаконизмом манеры графические портреты Гольбейна, по большей части служившие подготовительным материалом для больших картин. Они исполнены в разных техниках — перо, тушь, серебряный карандаш, позднее к ним художник добавлял уголь и сангину («Портрет девушки»). Гольбейн умер в Лондоне во время эпидемии чумы.


При цитировании гиперссылка обязательна.