И. И. Шишкин (1832—1898)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


«Человек — школа», «верстовой столб в развитии русского пейзажа» — так характеризовал Шишкина маститый живописец И. Н. Крамской.
Выдающийся критик В. Стасов писал о Шишкине: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
Уроженец Елабуги — маленького уездного городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния. Здесь он сблизился с В. Перовым, И. Прянишниковым, К. Маковским. Одним из преподавателей Шишкина, с которым художник надолго сохранил дружеские отношения, был А. Мокрицкий — ученик А. Венецианова и К. Брюллова. 1856—1860 годы Шишкин провел в стенах Петербургской Академии художеств, где его учителем был С. Воробьев. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин получает Первую золотую медаль и право на заграничную командировку. В течение трех лет он живет в Германии и Швейцарии, занимается в мастерской швейцарского живописца и гравера Р. Коллера.
Картины современных ему европейских знаменитостей Шишкин оценивает критически, отличая лишь близкого ему «по таланту и по характеру» пейзажиста Теодора Руссо.
Вернувшись на родину, Шишкин сближается с Крамским, посещает знаменитые «четверги» Артели свободных художников, становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Художник много и плодотворно работает. В 1865 году за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» его избирают в академики, в 1873 — он получает звание профессора Петербургской Академии художеств.
Пейзажная живопись Шишкина развивалась в процессе неустанных творческих поисков. После ранних дробно-описательных произведений, в которых художник стремился заинтересовать зрителя и «картинностью» целого и занятностью отдельных мелочей («Рубка леса», 1867), появляются монументальные по замыслу полотна Шишкина — «Сосновый бор» (1872), «Лесная глушь» (1872), «На покосе в дубовой роще» (1874) и др. Эпически-величавый образ родины создает художник в картине «Рожь» (1878).
В 1883 году художник пишет поэтический пейзаж на тему одной из любимых в народе русских песен — «Среди долины ровныя». Позднее, в картине «Лесные дали» (1884), одном из лучших своих произведений, Шишкин создает обобщенный монументальный образ безграничных просторов России.
В середине и конце 80-х годов в живописи Шишкина возрастает значение световоздушной среды. Постоянно и внимательно изучая природу, художник находит новые средства выразительности, придающие еще большую жизненность его произведениям. Все чаще и чаще обращается он к передаче изменчивых состояний природы. Его живописные приемы становятся все богаче и разнообразней («Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Дождь в дубовом лесу», «Туман», «Вечер», «Раннее утро»).
Одна из наиболее известных картин Шишкина — «Утро в сосновом лесу» (1889). Художник великолепно передает жизнь природы в местах, куда не ступала людская нога. Он как бы вводит зрителя в девственную чащу леса, где под присмотром медведицы резвятся маленькие медвежата, карабкаясь на вырванную с корнем могучую сосну (медведицу и медвежат изобразил на этом полотне художник К. Савицкий).
В 90-е годы Шишкин работает над картинами, в которых дает как бы портретные изображения двух деревьев, воплощая идею могучего русского леса («На Севере диком», «Дуб, освещенный солнцем», «Мордвиновские дубы»). Последняя большая картина художника — «Корабельная роща» (1898) — была порождена впечатлением величавой природы родных елабужских мест. Проникнутая чувством торжественного спокойствия, она как бы доносит до зрителя аромат самого леса жизнь каждого дерева.
Шишкин много работал в гравюре. Особенной его любовью пользовался офорт. Начав заниматься офортом еще с 70-х годов, Шишкин, в частности, поставил перед собой задачу разработки его новой техники, позволяющей печатать гравюру на обычном типографском станке. Он хотел сделать художественный эстамп достоянием самых широких кругов общества.
Примером подлинного мастерства и художественной выразительности служат многочисленные рисунки Шишкина. Рисунок с натуры был для художника важнейшим средством изучения природы.
В 1894—1895 годах Шишкин руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.


При цитировании гиперссылка обязательна.