К. Ф. Богаевский (1872—1943)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В истории нашего искусства творчество Константина Федоровича Богаевского по-своему явление исключительное. Он жил в эпоху, когда в искусстве происходили большие перемены. Казалось бы, Богаевского не затрагивала, или почти не затрагивала, вся бурная художественная жизнь времени. Одни с уважением, другие с оттенком иронии называли его феодосийским отшельником. И вместе с тем, в своих величественных композициях Богаевский своеобразно и ярко отразил мировосприятие своих современников. Последовательный сторонник классического искусства, он довольно остро реагировал и на явления новой действительности.
Богаевский являет собой удивительный и фактически уникальный пример преданности своему родному краю — Крыму. Крым, его атмосфера, насыщенная воспоминаниями о прошлых эпохах, его величественная природа были необходимой средой его творчества. Вне ее оно просто не смогло бы успешно развиваться. Жизнь и работа Богаевского были неразрывно связаны с Феодосией, где он родился, прожил несколько десятилетий практически безвыездно и умер в суровые дни Великой Отечественной войны.
Биография художника небогата внешними событиями. В школьные годы он брал уроки рисования у мало чем примечательного художника А. И. Фесслера и занимался в художественной школе у И. К. Айвазовского. Айвазовский был его кумиром в то время, и он мечтал так же писать море, как учитель. С 1891 по 1897 год Богаевский учился в Петербургской Академии художеств у А. И. Куинджи, любовь к творчеству которого сохранил на долгие годы. После окончания академического курса Богаевский в числе других 11 учеников вместе с самим профессором отправляется в заграничное путешествие. Знакомство с музеями и выставками Германии, Австрии, Франции помогло определить свои собственные вкусы в области искусства. Через 10 лет Богаевский побывал в Италии и Греции. Старое классическое искусство привлекало его несравненно больше, чем наиновейшие искания. Он и в своем творчестве решил добиваться простоты и значительности, которые он видел в старом искусстве. Любимыми его мастерами стали Пуссен, Лоррен, Мантенья.
После отбытия военной службы Богаевский навсегда поселяется в Крыму. Крым казался ему особым миром, в котором история переплеталась с современностью. Богаевскому чужды мелкие чувства и переживания. Его крымские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Крым представляется здесь то как суровая, угрюмая земля с мертвыми каменными городами, то как декоративно-нарядная сказочно-фантастическая страна. Собранные вместе, они производят впечатление одной грандиозной фрески.
Строго говоря, произведения Богаевского лишь условно можно назвать пейзажами, хотя на них изображены пустынные города, безграничные просторы, бесконечное ночное звездное небо. Если это пейзаж, то скорее космический, чем привычный земной. Он носит чаще всего символический характер. По духу своему это монументальные композиции. Богаевский любит низкий горизонт, чтобы показать огромность неба, любит построения статичные, чтобы подчеркнуть незыблемость и вечность, величественность земли («Пейзаж с деревьями»). Это как бы живая история земли как планеты в космосе. Не случайно один из исследователей творчества мастера Н. Тарабукин характеризовал его как исторического живописца.
Произведения Богаевского демонстрировались на многих выставках и у нас в стране, и в Париже, Мюнхене, Лондоне, неизменно привлекая внимание своей необычной интонацией.
После революции Богаевский идет работать в Крымский комитет по охране памятников искусства и старины, продолжает писать свои композиции. Порой они звучат драматически, опосредованно повествуя о чувствах людей. В эти годы возникают лучшие из работ мастера.
Закономерно было и обращение Богаевского в начале 1930-х годов к новой для него индустриальной теме, теме строительства Днепрогэса (1930). Его не мог не увлечь размах и грандиозность начинаний нового общества. Эти полотна Богаевского имели широкий общественный резонанс.


При цитировании гиперссылка обязательна.