Б. Кенгерли (1892—1922)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Подъем революционного движения пролетариата в начале XX века и все усиливавшееся влияние прогрессивного русского искусства определили развитие в Азербайджане реалистического демократического изобразительного искусства. Основными его представителями стали Азим Аслан оглы Азим-заде и Бехруз Ширалибек оглы Кенгерли.
С творчеством Кенгерли связано развитие в азербайджаском изобразительном искусстве реалистического портрета и пейзажа как самостоятельных жанров, а также первые опыты в области театрально-декорационного искусства.
Родился Кенгерли в Нахичевани на Араксе. Его отец служил переводчиком у городского судьи. Еще в детстве будущего художника постиг тяжелый удар — он лишился слуха. Благодаря незаурядным способностям к рисованию и упорству, Кенгерли удалось получить профессиональное художественное образование. Искусство его развивалось под благотворным влиянием реалистической школы русской живописи. Учился Кенгерли в Школе живописи и скульптуры при Кавказском обществе поощрения изящных искусств в Тифлисе. Это учебное заведение находилось под непосредственным наблюдением петербургской Академии художеств. Его преподавателями были в то время О. И. Шмерлинг и Е. Е. Татевосян.
Талант Кенгерли быстро получил признание. Различные юмористические журналы, выходившие в России до революции, и, в первую очередь, бакинский «Молла Насреддин», стали охотно помещать на своих страницах его рисунки. Рядом печатались карикатуры его учителя Шмерлинга, сатирические рисунки Аэим-заде.
После окончания художественной школы Кенгерли вернулся в Нахичевань. Изменились условия жизни, изменились и склонности художника. Теперь основное место в его творчестве занял пейзаж. Многочисленные акварели Кенгерли изображали красивые уголки родного края и отличались умением точно и в то же время опоэтизированно передать характер местности, особенности освещения.
Писал Кенгерли натюрморты и жанровые картины. Его бытовые сценки из азербайджанской жизни свидетельствовали о несомненном влиянии творчества Азим-заде.
Значительное место в творчестве художника занимают многочисленные акварельные портреты современников. Многие из них рассказывают о тяжелой доле беженцев — жертв националистической политики мусаватистов и дашнаков, некоторое время хозяйничавших в Азербайджане и Армении. С большим сочувствием изображал Кенгерли детей и подростков, покинувших родимый кров («Мальчик-беженец», 1920; «Беженка», 1920; «Беженец из села Джанфета», 1920).
Кенгерли работал в области театрально-декорационного искуства. Во второй половине 1910-х годов он оформил в Нахичеванском театре несколько постановок («Мертвецы» Д. Мамедкулизаде и др.).
В первые же месяцы установления Советской власти в Азербайджане Кенгерли сделал портреты Маркса и Энгельса для массового распространения. Обратившись к новой, советской тематике, молодой художник написал ныне широко известную акварель «Красноармеец» (1921). При Советской власти Кенгерли как бы обрел новые силы. Его наброски и эскизы говорят о широте замыслов, но преждевременная смерть помешала их осуществлению.
В Азербайджанском музее искусств в Баку хранится около 500 произведений Кенгерли. Это пейзажи, портреты, натюрморты, выполненные главным образом в технике акварели и рисунка.
Среди музейных экспонатов обращают на себя внимание альбомы пейзажей «Память о Нахичевани». Кенгерли распространял такие альбомы, желая привить своему народу любовь к изобразительному искусству. Произведения художника, хранящиеся в музее, составляют только часть его наследия, в котором по спискам, составленным самим Кенгерли, насчитывается до двух тысяч работ.


При цитировании гиперссылка обязательна.