П. М. Боклевский (1816—1897)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


К середине 40-х годов прошлого века в России широко развернулась борьба за национальную демократическую культуру. В области изобразительного искусства новое направление было представлено творчеством П. А. Федотова и мастеров сатирической иллюстрации, настойчиво проводивших в жизнь задачи популяризации родной литературы, ее передовых идеалов. Художники-иллюстраторы 60-х годов, развивая традиции своих предшественников, все более превращали литературную иллюстрацию в искусство, глубоко содержательное, социально направленное, выражающее передовые идеалы эпохи. К числу таких художников принадлежал и Петр Михайлович Боклевский.
Боклевский родился в селе Елшине, Пронского уезда, Рязанской губернии в семье бывшего офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Еще мальчиком он проявил незаурядные способности к рисованию. Окончив в 1840 году юридическое отделение Московского университета, Боклевский не получил звания кандидата прав, так как университетское начальство отвергло представленное им сочинение, в котором проводились антикрепостнические идеи. Несколько лет Боклевский жил в Рязанской губернии, временами наезжая в Петербург, где занимался у профессора Академии художеств А. Е. Егорова, прославленного рисовальщика, обучавшего в свое время К. П. Брюллова.
В 1845 году Боклевский поступил вольнослушателем в Академию художеств в мастерскую К. П. Брюллова. Однако вскоре его протесты против рутинности академических канонов, едкие карикатуры на профессоров Академии привели художника к конфликту с самим Брюлловым. Боклевский был вынужден покинуть Академию. Лишь в 1852 году Совет Академии утвердил Боклевского в звании художника по акварельной живописи за представленный им портрет чиновника Котона. После этого Боклевский отправился за границу с целью изучения зарубежного искусства. На основе материалов, собранных во Франции, Испании и Швейцарии, Боклевский намеревался написать историю западноевропейского искусства, которой в то время на русском языке еще не существовало. Однако исполнить ему этот замысел не удалось, так как все материалы, которые были им кропотливо собраны, пропали при перевозке багажа в Россию.
В 1855 году Боклевский выступил в печати с альбомом политических карикатур на темы Крымской войны. Вскоре после этого художник, следуя традициям А. А. Агина, приступил к иллюстрированию произведений Гоголя. В 1858 году он создал свою раннюю серию гоголевских типов к комедии «Ревизор», которая состояла из четырнадцати больших литографий. В 1859—1860 годах вышли в виде альбома литографий рисунки Боклевского к пьесам А. Н. Островского. Всего художник проиллюстрировал пять комедий великого драматурга: «Свои люди — сочтемся», «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок».
Лучшее произведение Боклевского — альбом «Бюрократический катехизис», (1863) — было задумано как обличение бюрократизма и бюрократов. В этом альбоме художник, опираясь на текст гоголевского «Ревизора», в пяти сценах с большой социальной остротой, злободневностью, резкостью критики окружающей действительности изобразил жизненные принципы бюрократов, их «Философию», «Религию», «Политику», «Поэзию», «Общественные отношения». Широкую популярность завоевали рисунки Боклевского к «Мертвым душам», над которыми он работал в течение многих лет. Первая серия рисунков к «Мертвым душам» была закончена в 1866 году. В отличие от Агина Боклевский создал ряд законченных психологических портретов героев гоголевской поэмы, учтя все подробности описания их в литературном тексте.
В 70-е годы Боклевский сотрудничал в «Искре» — журнале, который вел страстную агитацию в защиту демократических идеалов, выступал против реакции.
Количество иллюстраций, выполненных Боклевским, весьма велико. Помимо многочисленных вариантов иллюстраций к Гоголю, художник работал над рисунками к произведениям Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского. Высокую оценку его иллюстрациям к роману П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» дал А. М. Горький.
В художественных приемах Боклевского очень сильно сказывалась техника портретной миниатюры, которой он много занимался еще в 40-е годы. Его рисункам присуща живописная объемная лепка формы с очень тонкой моделировкой светотени. Выполнены они обычно свинцовым карандашом с ристушевкой. Одним из любимых материалов художника была также пастель. Боклевский нарисовал пастелью ряд портретов, в частности, портреты Гоголя, Глинки, Дарвина и Вольтера.


При цитировании гиперссылка обязательна.