В. Ф. Рындин (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Труден был путь становления советского театра — путь страстных, неуставных поисков нового содержания и новой формы. Спорили разные направления, разные режиссерские системы. Возросшая со временем роль режиссера как идейно-художественного истолкователя пьесы оказала большое и плодотворное влияние на судьбы театральных художников, подняла их роль в театре. Художники-декораторы сделались подлинными участниками режиссуры.
Развивался советский театр, крепло и совершенствовалось театрально-декорационное искусство. Ныне оно, кроме классического наследия прошлого, располагает своей советской классикой.
Ни в одной стране мира нет такого богатого и разнообразного театрально-декорационного искусства, как в нашей. Недаром советские театральные художники удостаиваются высоких наград на многих международных выставках.
Почти полвека посвятил работе в театре художник Вадим Федорович Рындин. Воспитанник Вхутемаса,он нашел в театре область, самую близкую складу своего дарования. В лучших работах Рындин создал романтически-обобщенные, героическо-трагедийные образы большого идейно-философского звучания.
Как художник-декоратор Рындин дебютировал в 1922 году, оформив в Воронежском музыкальном театре спектакль «Разбойники». С 1925 года он начал работать в московском Камерном театре, сначала в качестве художника-исполнителя, а затем самостоятельно. С 1931 года Рындин стал главным художником этого театра.
Важнейшей идейно-творческой школой для Рындина явилась углубленная работа над советской драматургией, которая, воплощая актуальные темы современности, звала к экспериментальным поискам в области сценического оформления, требовала идейно-публицистической заостренности, яркой выразительности сценических характеристик, подчеркнутой агитационности.
В содружестве с выдающимся режиссером А. Я. Таировым Рындин стремился к созданию героического спектакля. Его оформление спектакля «Оптимистическая трагедия» Во Вишневского (1933) вошло в историю советского театра как образец героико-революционной романтики в театрально-декорационном искусстве.
В то же время Рындин оформлял и комедийные спектакли в Московском театре для детей («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1934; «Золотой ключик» по А. Н. Толстому, 1936, и др.). Много работал он и в музыкальном театре. В годы Великой Отечественной войны, будучи главным художником театра им. Евг. Вахтангова, Рындин создает декорации к спектаклям «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука (все три в 1942 г.). Смелое, романтически-приподнятое и полное глубокого смысла решение находит художник для оформления инсценировки Н. Охлопкова по роману А. Фадеева «Молодая гвардия» (1947, Московский театр драмы).
С 1953 года Рындин стал работать главным художником Большого театра. Здесь он создал поэтически-обобщенные декорации ко многим оперным и балетным спектаклям («Травиата» Дж. Верди, 1953; «Свадьба Фигаро» Д. Россини, 1956; «Война и мир» С. Прокофьева, 1959; «Паганини» С. Рахманинова, 1960; «Дон Карлос» Дж. Верди, 1963, «Октябрь» В. Мурадели, 1964, и др.).
Оформляя оперные и балетные спектакли в Большом театре, Рындин не отошел и от драматического театра. Ярко проявился его талант в постановке «Гамлета» В. Шекспира (1954, Московский театр имени В. Маяковского). Он создает декорации для «Зимней сказки» В. Шекспира (1958, МХАТ), для «Госпожи Бовари» по Г. Флоберу (1963, Малый театр).
Наиболее ценные качества таланта Рындина — вдумчивое проникновение в образы, умение выразить многое в малом, свободное владение различными сценическими приемами.
Рындин — автор интересных статей и книг, рассказывающих о том, как создается художественное оформление спектакля. За выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства Рындин удостоен Государственной премии СССР и звания народного художника СССР. В 1964 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР.


При цитировании гиперссылка обязательна.