Р. Гуттузо (Род. 1912 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Творчество Ренато Гуттузо хорошо известно у нас в стране. Его работы есть в собраниях советских музеев, и в ленинградском Эрмитаже, и в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Издаются репродукции с его картин, о нем пишутся статьи и книги, печатаются интервью и беседы с самим мастером.
Художник с ярко выраженной социальной направленностью творчества, он близок нашему пониманию задач и роли искусства в обществе. Его общественная деятельность снискала ему уважение всех честных людей во всем мире. Антифашист, убежденный и последовательный сторонник демократии, Гуттузо является видным деятелем итальянской коммунистической партии. Он — активный участник движения сторонников мира и среди его многочисленных премий та, которой он больше всего гордится, — Международная премия мира.
Но выдающийся талант Гуттузо вынуждены признавать и буржуазные критики, отнюдь не разделяющие его политических и социальных убеждений. По признанию большинства из современных критиков, Гуттузо — крупнейший итальянский художник наших дней.
Гуттузо родился в Сицилии, самой бедной провинции итальянского юга. С юности он столкнулся с жестокостью и несправедливостью существующего социального строя. И это многое объясняет в проблематике его творчества.
Как художник Гуттузо дебютировал на выставках в 1930-е годы — довольно мрачное время в истории итальянской культуры, когда немногие решались выступить против напыщенного велеречивого официального искусства фашизма. Даже изучение творчества таких прогрессивных мастеров, как, например, Пабло Пикассо, создавшего в этот период свою «Гернику», считалось антипатриотичным.
Гуттузо очень интересовали современные искания в искусстве. В 1939 году он входит в объединение «Корренте» (Течение), где выставлялись большинство мастеров, не согласных с официальными установками в искусстве. Сразу же Гуттузо заявляет о себе как о художнике социальной темы. Он никогда не замыкался, подобно многим сверстникам, в кругу узкопрофессиональных интересов. Уже с 1935 года художник включается в антифашистское движение.
В 1938 году он пишет большое полотно «Бегство с Этны». Оно воспринималось многими тогда как современная аллегория, направленная против фашизма. Свою картину «Расстрел» (1938) Гуттузо посвящает выдающемуся поэту Испании Гарсии Лорке. С современными проблемами связано и другое крупное полотно мастера в предвоенный период — «Распятие» (1941), построенное на пластических и смысловых контрастах. Словно каменные, безучастные к страданиям людей фигуры палачей ассоциировались с палачами современными.
В эпоху, когда многим, даже передовым по своим общественным воззрениям художникам на Западе казалось, что возможности станковой картины полностью исчерпаны и не отвечают характеру современной жизни, Гуттузо смело обращается к картине. Он стремится выразить философию современной жизни, разбудить человеческую совесть. В стилистике его ранних работ, в их образной структуре явственно ощущается ориентация на наследие европейского экспрессионизма, который воспринимался тогда художником как явление, связанное с искусством социального протеста. Гуттузо утверждал социальное значение и ответственность искусства. В 1939 году он говору: «Если бы я мог выбрать для себя историческую эпоху и профессию, я выбрал бы настоящее время и профессию художника». И этим своим словам он остается верен по сей день.
В годы войны Гуттузо активно участвует в борьбе итальянских патриотов против фашизма. И в своем искусстве он обращается к жанру художественной публицистики. В 1944 году Гуттузо исполняет графическую серию «С нами бог» — страшный символ бесчеловечности фашизма.
После войны художник быстро выдвигается на авансцену итальянского искусства. Его творчество становится знаменем нового демократического движения в искусстве. Он стремится к ясности художественного языка. Правда, эта ясность достигается не сразу. В 1948 году Гуттузо начинает работу над большим тематическим полотном «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии». Пафос этой картины легче понять, если вспомнить, что именно в эти годы выходят на экран неореалистические фильмы. Острокритическая и в то же время монументальная картина Гуттузо вызвала бурную дискуссию. Ее правдивость, бескомпромиссность увлекла многих художников.
Гуттузо и в дальнейшем с интересом работает над социальными темами из современной жизни и истории. Одно за другим появляются его большие полотна, такие, как «Битва у моста Аммиральо» (1951—1952), «Пляж» (1955—1956). Гуттузо драматичен, беспощадно резок. В его картинах торжествуют экспрессия ритмов, значительность чувств. Это грандиозная эпопея современной жизни Италии.
Часто, особенно в последние годы, Гуттузо выступает и как портретист, всегда акцентирующий самое главное, характерное в человеке («Горняк» 1952). Острое чувство величия жизни природы предстает перед нами в пейзажах художника. Он остается верен своим принципам, честно, бескомпромиссно и поэтично рассказывая о сегодняшней Италии. Нередко Гуттузо показывает на выставках и свою графику. Здесь и прекрасные подготовительные рисунки к огромным полотнам, и вещи самостоятельные, порой звучащие символически, как, например, получивший широчайшую известность лист «Девушка, поющая Интернационал» (1953).
В разные годы Гуттузо выступал и как театральный художник. Особенно интересна его последняя работа в этой области — оформление оперы Визе «Кармен» (1970).


При цитировании гиперссылка обязательна.