Т. Арсланкулов (1882—1962)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Резьба по ганчу — очень древнее искусство узбекского народа. Отдельные образцы его, найденные археологами на территории республики, относятся к первым векам нашей эры. Но и теперь узбекские мастера, продолжая традиции своих предков, создают великолепные ганчевые панно.
Народный художник Узбекской ССР Ташпулат Арсланкулов — один из самых известных резчиков по ганчу старшего поколения. Он родился в Ташкенте в семье потомственного ганчкора. Не только его отец, но и дед и прадед, и так до седьмого колена предков, все владели мастерством резьбы по ганчу. Художественное ремесло переходило от отца к сыну, веками накапливался и передавался опыт. Совсем маленьким мальчиком начал обучаться резьбе и Ташпулат Арсланкулов, и в 12—13 лет он уже вместе с отцом работал над ответственными заказами.
Ганч — это природная или искусственная смесь гипса с лесом. Он удобен в обработке, довольно легко режется. Видимо, эти качества еще в древности привлекли к нему внимание людей, как к красивому и удобному материалу для архитектурного декора. Какова же техника резьбы по ганчу? Сначала мастер при помощи припороха наносит на поверхность специально подготовленного сырого ганча рисунок. А затем, пока масса не затвердела, режет ее, выбирая фон и оставляя рельеф. После этого начинается отделка самой резьбы. Существует несколько традиционных ее видов. Например, поверхность выпуклого рисунка обрабатывается двумя косыми срезами, направленными от краев внутрь («чока-пардоз»). В середине рельефа получается желобок, дающий сложную игру светотени. Именно эту, наиболее сложную технику особенно любит Ташпулат Арсланкулов.
Национальный узбекский орнамент необыкновенно богат и разнообразен. Вместе с тем, он имеет свои традиционные законы построения. Существует как бы два вида орнаментальных композиций. Один из них, геометрический, основан на сложном математическом расчете и называется «гирих». В основе другого — «ислими» — лежат растительные формы. В творчестве Ташпулата Арсланкулова, как и других современных ганчкоров, чаще встречается растительный узор, иногда в сочетании с геометрическим. Много удивительных орнаментов создал за свою долгую жизнь мастер, а его искусные руки воплотили их в тончайшую резьбу.
Трудно перечислить все те архитектурные объекты, где работал Ташпулат Лрсланкулов. Здесь и дом А. Половцева, и Узбекский драматический театр имени Хамзы, и музыкально-драматический театр имени Мукими, и зал заседаний Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, и здание облисполкома.
Но, пожалуй, самая интересная его работа — зал в Узбекском государственном театре оперы и балета имени Алишера Навои (1948). С неуемной фантазией и щедростью и в то же время с большим вкусом решил Арсланкулов декоративное убранство зала. Используя народные традиции оформления жилого узбекского дома, он создал поражающую своим богатством единую орнаментальную композицию.
3а участие в оформлении Узбекского государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои Ташпулат Арсланкулов (Асланкулов) был удостоен звания лауреата Государственной премии.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Москва и подмосковье оформление дома на земельном участке в собственность законно и быстро.